<<
>>

КОМПАРАТИВИСТИКА (отлат. comparativus — сравнительный

) — метод исследования, позволяющий на основе сравнения выявить общее и особенное в различных социокультурных системах. Опираясь на данные конкретных наук, этот метод должен выявить как ценностные различия, так и единство, про-являющееся в культуре, религии, философии и т.

д. Философская ком-паративистика, или сравнительная философия, оформляется в XX в., хотя в общем литературоведении, историческом знании, сравнительном религиоведении имеется достаточно много работ, основной проблемой которых является сравнительный анализ Востока и Запада. Особые возможности метод философской компаративистики предоставляет в изучении природы и сущности человека — центральной проблемы философских размышлений как в восточной, так и в западной философии. Западный менталитет с характерным для него рационализмом, осознанием конечности существования человека оказывается недостаточным для понимания загадки человеческого «Я»; в компаративистских исследованиях дихотомия Восток — Запад раскрывается как противопоставление рассудка и интуиции, научного и художественно-образного отражения.
Философская компа-ративистика является и способом межкультурной коммуникации. В ее задачи входит установление связей и их обусловленности в различных научных и философских парадигмах, а также установление различий в способах выражения этой обусловленности (например, процессы формирования понятий изучаются под углом зрения их корреляции и поиска эквивалентов). Создание философского инструментария, не-обходимого для интеллектуальной коммуникации, является одним из важнейших условий диалога культур.

Конт

Конфликт

КОНТ Огюст (1798—1857) — французский философ, родоначальник позитивизма. В 1817— 1822 гг. был секретарем Сен-Симона, у которого почерпнул основной замысел «позитивной философии» и «социальной физики» (социологии).

Философия Конта была в немалой степени ре-акцией на спиритуализм Мэн де Бирана и эклектизм В. Кузена, а также на всю ту атмосферу неприязни к разуму, науке, другим символам Просвещения, которая установилась во Франции в начале XIX в. Поэтому отправным пунктом философии Конта является отвержение «метафизики» (спекулятивной фи-лософии) со всеми ее проблемами и понятиями, отождествление позна-ния с научно-исследовательской де-ятельностью. Феноменалистская позиция в гносеологии, занятая Контом, означала ориентацию познания на описание явлений, установление связей между ними, а не на проникновение в их сущность. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Важным местом в докт-рине Конта было подчеркивание ме-тодологического единства знания, из чего вытекала необходимость распространения методов физики и астрономии на сферу общественной жизни и морали и очищение их от спекуляций. Единственным источ-ником знания, по Конту, является опыт. Вопрос об отношениях фило-софии и науки имел для Конта принципиальное значение. В широком смысле слова «позитивная филосо-фия» совпадала у него с совокупностью «позитивных наук», которые выступали по отношению к ней ее отраслями. В силу этого все науки у Конта выстраиваются в определенную иерархию: изучение простых наук является необходимым для по-нимания наук высших и более сложных (всего же их выделялось семь — математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, этика). Классификация наук также предполагала еще разделение их на абстрактные и конкрет-ные, где последние призваны применять к частным областям общие законы, изучаемые первыми (например, биология — медицина). Центральное место в учении Конта занимает закон «трех стадий», подкрепляющий его ос-новные положения. По этому закону, умственное созревание человека проходит в три этапа. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. п. На следующей метафизической стадии объяснение окружающего мира достигается за счет вымышленных абст-рактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями.
Последняя стадия — позитивная, характеризующаяся отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходу к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и опи-санию явлений. Социология Конта (создание термина — его заслуга) есть также теоретическая наука, включающая в себя и политэкономию, и часть психологии. Она подразделяется на соци-альную статику (изучение постоянных условий существования общества) и социальную динами- ку (изучение законов прогрессивного развития). В последние годы жизни Конт стал смотреть на свою пози-тивную философию как на введение в теологию и предпринял попытку создать новую религию человечества. Это должен быть культ человечества как «Великого Существа», служить которому должно «новое духо-венство» из числа философов, врачей и поэтов. Ближайшими учениками Конта были П. Лафитт и Э. Литт- ре. Своими идеями он оказал огромное влияние на философию XIX в. и приобрел последователей во многих странах.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме КОМПАРАТИВИСТИКА (отлат. comparativus — сравнительный:

  1. ГЛАВА 6. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА
  2. 5.2. Сравнительный подход
  3. 5.3 Сравнительный подход
  4. § 2. Сравнительная экономическая эффективность
  5. 6.4 Особенности использования методов сравнительного подхода
  6. 3.12. Получение образцов для сравнительного исследования
  7. 1.5. Сравнительное превосходство альтернатив по качеству
  8. 4.1 Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости машин и оборудования
  9. Тема 27. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ
  10. 3.27. Понятие, виды и значение образцов для сравнительного исследования
  11. Глава 32. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
  12. ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ МСФО И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫСТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА(СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
  13. Глава 18. Сравнительный анализ восьми пар компаний