<<
>>

КОНФУЦИЙ

(Кун-цзы) (551— 479 до н. э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родона-чальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий.

Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати — магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя — каждый человек ответствен за положение дел в Под-небесной и способен на него повлиять; при этом "дэ" в трактовке К. этизируется и означает "достоинст-во", "добродетель". Признавая за Небом роль верховного начала, К. в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-"дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ". В отличие от Лао-цзы, трак-товавшего "дао" как вселенский принцип, К. понимает его как человеческое "дао" — истинный принцип человеческих деяний.
Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. считает "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" — гуманность, "и" — справедливость, "чжи" — знание и "ли" — ритуал. "Жэнь" означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с "чином" каждого — старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной пред-полагает "исправление имен": правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный — поданным и т. п. "Чжи" у К. вовсе не означает праздного много- знания, это — знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец, принцип "ли" означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая со-циальность. Строго следуя правилам "ли", "благородный муж", по К., поддерживает "вэнь" — стандарт цивилизованности, созданный совер-шенными мудрецами-правителями древности. Учение К. проникнуто духом сохранения традиций: "Я подражаю старине, а не сочиняю". По-казательно, что, по преданию, К. редактировал древнейшие канони-ческие тексты в китайской культуре — "Шу цзин" и "Ши цзин", а также написал комментарий к "И цзин". Найденное сочетание традиционализма с имеперативом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической пер-спективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. до н. э. — 3 в. н. э.) конфуцианство превратилось в госу-дарственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специ-фически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.

В. Н. Фуре

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОНФУЦИЙ:

  1. Радости Конфуция
  2. Конфуцианство и Конфуций
  3. Переводы Конфуция и цитируемая литература
  4. Алексей Александрович Маслов. Тайный код Конфуция, 2002
  5. Конфуций и его школа. Средневековое изображение
  6. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), последователь учения Конфуция
  7. Гигантская статуя Конфуция в храме Цюйфу, в его родных местах
  8. КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.
  9. Ритуальные музыкальные инструменты времен Конфуция - бронзовые колокола, расположенные на трех уровнях
  10. Конфуций - «учитель учителей», унесший с собой тайну своего знания
  11. КОНФУЦИЙ - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э).