<<
>>

КОНСЕРВАТИЗМ

(лат. conservare — сохранять) — сложный и многогран-ный социальный феномен, могущий

500 Консерватизм

быть представлен в нескольких из-мерениях: как совокупность психи-ческих качеств индивида (позволяю-щая считать человека консерватором независимо от его политической ан-гажированности), как политическая идеология (представляющая собой, наряду с либерализмом и социализ-мом, одну из так называемых "великих" идеологий) и, наконец, как об-щественно-политическое движение (находящее свое выражение в дея-тельности политических партий консервативной и неоконсервативной ориентации).

В обыденном сознании сложился стереотип, согласно которому человек может быть консерватором уже в силу опреде-ленных морально-психологических качеств. Это значит, что, он отлича-ется трезвым, взвешенным отно-шением к жизни. Знакомое, прове-ренное практикой он предпочитает незнакомому, новому. Опытный человек ему больше внушает доверие, нежели неопытный. Действительность для консерватора более значима, чем возможность, близкое — более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.
Такой человек вместо из-бытка выберет достаток, а вместо со-вершенства — приемлемое. Общее для консерватора всегда важнее, не-жели частное, а привилегии более значимы, чем право. И, конечно, выбирая между традициями и нововве-дениями, консерватор скорее всего остановится на первых. У исследова-телей нет единства в определении К. в качестве политической идеологии. Согласно одному из традиционных подходов, К. связывается с реакцией на Великую Французскую револю-цию со стороны тех социальных слоев, которые более всего от нее по-страдали — прежде всего родовой аристократии. Эта реакция была обусловлена неприятием ценностей зарождающегося буржуазного обще-ства — свободы, равенства, общест-венного прогресса.
Консервативные идеи нашли свое законченное выра-жение в творчестве таких мысли-телей, как Э. Берк, Ж. де Местр и JI. де Бональд. Однако такая (арис-тократическая) трактовка К. остав-ляет открытым вопрос, почему эта идеология существует до сих пор, когда поддерживавшие ее социальные слои с исторической арены давно сошли. Другой крайностью в оп-ределении К. являются попытки представить его в качестве вневре-менной системы универсальных ценностей типа порядка, справедли-вости, равновесия, стабильности — ценностей, сохраняющих свое зна-чение в любое время и при любых обстоятельствах. При таком подходе время возникновения К. теряется в глубине веков, а его развитие свя-зывается с именами Платона, Арис-тотеля, Макиавелли, Данте, Гёте, Э. Берка, де Токвиля и др. Зачастую этой консервативной линии в истории мировой мысли противопоставляется "революционное генеалоги-ческое древо" в лице Декарта, Руссо, Маркса, Ленина. Ценностная трак-товка К. помогает понять, почему среди его приверженцев зачастую можно встретить представителей са-мых разных социальных слоев и профессий. Столь широкое толкование К. размывает это понятие, лишая его научной значимости. Консервативные ценности и идеалы давно стали общим достоянием, в той или иной степени они восприняты либералами, социалистами и даже фашистами. Наиболее удачной представляется трактовка К., предложенная изве-стным американским политологом С. Хантингтоном. В его интерпретации, К. предстает как ситуационное, т. е. исторически вариабельное явление, как "система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, направлена против любых попыток его разруше-ния, от кого бы они не исходили". В тех случаях, когда ценность суще-ствующего по каким-то причинам была утрачена, возникают такие, на первый взгляд парадоксальные явления, как "революционный К.". Один из его идеологов в Германии начала 20 в. Моллер ван ден Брук призывал "создавать то, что было бы достойно сохранения". Настоящие консерваторы всячески подчеркивают разницу между К.
и реакционностью. Реакционер это тот, кто стре-мится вернуть прошлое, в то время как консерватор заинтересован в сохранении существующего статус- кво: "сущность К. — в страстной приверженности ценности сущест-вующего" (Хантингтон). Данная ме-тодология позволяет преодолеть сложности идентификации, которые возникли в постсоветских обществах относительно "правого" и "левого". Испытывающих ностальгию по про-шлому коммунистов стали звать консерваторами, однако правильнее было бы отнести их к реакционерам. Консерваторы не против изменений в общественной и политической жизни. Однако для них гораздо важнее вопрос, какой ценой эти изменения достигаются. Уже Э. Берк, родона-чальник европейского К., писал о том, что "государство не способное к изменениям — не способно к сохра-нению". По мнению одного из совре-менных германских неоконсерваторов Г. Люббе: "Столько изменений — сколько необходимо, столько сохранения ¦— сколько возможно". Г. К. Кальтенбруннер формулирует кредо современных консерваторов следующим образом: "Одной рукой изменять то, что должно, другой со-хранять то, что можно". К. никогда не был однородным. Чаще всего он представлял собой совокупность самых разных, порой противоречащих друг другу тенденций, идей, взгля-дов. И если в чем-то консерваторы все-таки сходятся, так это в признании основополагающих консервативных ценностей, сформулированных когда-то англичанином Э. Берком в его известной работе "Размышления о революции во Франции". В общем виде они могут быть представлены следующим образом: 1) Религия со-ставляет основу гражданского обще-ства. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели по-литическая и общественная деятель-ность. 2) Общество представляет собой продукт исторического разви-тия, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах вопло-щена мудрость предшествующих по-колений, накопленная столетиями.
Следовательно, и отношение к ним должно быть соответствующим. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно. 3) Инстинкты и чувства людей в об-щественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общест-венная и государственная жизнь в значительной мере основана на пре-дубеждениях, опыте и привычках. (Предубеждение играет в системе ценностей консерваторов весьма важную роль. Это то, что сформировалось "до убеждения" и имеет скорее инстинктивный, нежели рациональ-ных характер. В предубеждениях нерефлексивно выражается истина, проверенная временем, опытом поколений). 4) Общество по своей зна-чимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному пе-реустройству общества безоснова-тельны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека. 5) Всякое общество — это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Не-равенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осу-ществляется управляемость и упо-рядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обус-ловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство бе-зусловный приоритет принадлежит свободе. 6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не сущест-вует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного. С начала 1970-х на Западе начинается так называемая "неоконсервативная волна". После студенческих волнений конца 1960-х и шокирующих общественное мнение докладов Римского клуба начала 1970-х авторитет "левых" идеологий был заметно подорван. В умонастроениях широких слоев населения происходит сдвиг "вправо".
Все большее влияние приобретают нео-консерваторы. Однако в употребле-нии понятия "неоконсерватор" нет какой-либо научной строгости. В узком смысле оно применялось для обозначения тех интеллектуалов, которые вынуждены были в своих взглядах резко "поправеть". По меткому выражению И. Кристола, неокон-серватор это "либерал, схваченный за горло реальностью". Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заста-вили их мыслить по-новому. Как это ни парадоксально, но мыслить по- новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средст-вами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы "консер-вативны, потому что они либераль-ны". Эксперименты "левых" коалиций в ряде государств Западной Европы не привели к решению соци-альных, экономических и культурных проблем общества, а, наоборот, еще более обострили его противоре-чия. Либеральная демократия со всей очевидностью показала, что она может быть опасной сама для себя. Ее жизнеспособность, по мнению не-оконсерваторов, во многом зависит от умения сохранить ценности свободы и демократии в современных условиях. Для этого она должна иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противо-стоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государст-во призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. Вместо глобальных проектов по коренному переустройству общества неоконсерваторами пред-лагалась политика малых конкретных дел, касающихся непосредственных нужд населения в обеспечении порядка, жилищном обустройстве, поддер-жании морально-психологического климата в семье и т. п. В широком смысле неоконсерватизм представ-ляет собой целый спектр очень раз-ных идейно-политических течений. Как говорил один из видных лидеров германской социал-демократии В.
Брандт, "сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение". Согласно одной типологизаций неоконсерватизма, в нем выделяется три основных направления. Во-пер-вых, это либертаризм, как экономо- центрическое течение, представленное именами Хайека, Фридмана и всех тех, кто исповедует так называ-емую философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Пробле-ма справедливости и равенства рас-сматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики. Свободный рынок способен сам обес-печить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей. Другое направление неоконсерватизма по своей сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии "новых правых" во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зре-ния "новых правых", европейская культура должна "вспомнить" о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской тра-диции. В этом варианте неокон-серватизма особенно отчетливо про-является то напряжение, которое зачастую имеет место между новыми консерваторами и религией (что принципиально отличает его от клас-сического К.). Чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, послужило источником эгалитаристских устремлений, породивших в Европе 19—20 вв. социализм и ком-мунизм. Третье, и, очевидно, наиболее влиятельное направление в нео-консерватизме ближе всего к К. ортодоксальному. В основе данного течения остается верность традици-ям, вечным ценностям и институ-там. Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Бер- ком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что "каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного", т. е. "того, как следует консервативно думать и действовать в данное вре-мя". Поэтому помимо классиков К. для анализа общественных проблем они используют новейшие дости-жения политической и философской антропологии (Гелен), этологии (Лоренц), системных исследований (Лу- ман). Наиболее полно сущность нового К. в Германии выразил Кальтенбруннер, сформулировавший основные постулаты неоконсерватизма в работе "Трудный консерватизм": 1) Преем-ственность. Это означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, духовного наследия. Сохранение традиций для неоконсерватора не средство, а сама цель, потому что традиция есть необ-ходимое условие существования об-щества. Так же как и человеческий организм, сохраняющий, несмотря на отмирание старых клеток, свою структуру, общество сохраняет свою идентичность. И если в первом случае это происходит прежде всего благодаря ДНК, то во втором — тра-дициям. 2) Стабильность. Она выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век

Конструкт 501

нарастающих революционных изме-нений. "Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от чело-века ежеминутных изменений, начинаний с нуля ради жизни будущих поколений". 3) Порядок. Он высту-пает гарантом обеспечения стабиль-ности и преемственности традиций. Демократическое общество не в мень-шей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение институтов, обес-печивающих порядок — семьи, профессии, права, государства — ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию. 4) Государственный авторитет. Дает возможность поддержания порядка и обеспечения управляемости общества. Лишь го-сударство является силой, способной противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и предотвратить экологическую ката-строфу. Усиление государственной власти диктуется многими внутрен-ними и внешними общественно-по-литическими задачами. 5) Свобода. В отличие от Руссо, неоконсерватор не верит в то, что "человек рождает-ся свободным". Он рождается зави-симым и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимо-связей и стать по-настоящему сво-бодным. Разумная свобода, согласно неоконсерваторам, "в значительной мере требует авторитета и порядка". 6) Пессимизм. Недоверие к планам строительства рая на земле. В обществе невозможно достижение абсо-лютной гармонии и справедливости. Точно так же невозможно и полное искоренение всякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меньшее.

В. И. Бобрович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОНСЕРВАТИЗМ:

  1. 42. Консерватизм Н. М. Карамзина
  2. КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare - сохранять
  3. 47. Неоконсерватизм и неолиберализм
  4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  5. ИНТУИЦИЯ
  6. ДОГМАТИЗМ
  7. 10.3. Социальная структура трудовой организации
  8. 2.3. Положения о концепциях финансового учета (ГААП США)
  9. ХАОС — беспорядок
  10. СЛАВЯНОФИЛЫ
  11. Шесть точек воздействия
  12. Задания для самопроверки
  13. Оценка и признание краткосрочных и долгосрочных инвестиций
  14. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  15. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  16. Секретариат
  17. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  18. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ