<<
>>

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

(лат. сопсер- tus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции но-минализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (пош- ina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объеди-нения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus).

Фундирующие К. идеи впервые были вы-сказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник — Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель — Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воз-действием взглядов двух его учителей — Росцелина и Гийома из Шам- по, т. е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и — соответственно — реализма. Преодолевая крайности последних, Петр Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, те-лесность^ духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово — sermo).
Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присут-ствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, — именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Петру Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же "состоянием" (status), и при анализе процесса воз-никновения универсалий Петр Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из об-щесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или — тем более — акта: непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта, адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status.
Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством аб-страгирования. В отличие от Петра Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма, проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финаль-ного решения. Полагая модель К. наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достовер-ного знания (чувства, разум и вера), он дифференцирует в рамках К. предложенный Петром Абеляром когнитивный синкретизм, фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно- опытного, так и рационально-логичес- кого ("диалектического") познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально- теоретических источников знания: "если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бес-сильной и бесплодной. Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне". Этот значимый для разворачивания гно-сеологической проблематики им-пульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеций, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма, предус-матривающей сенсорный способ по-лучения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности "разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами" (Локк). В этой проекции К. может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка, объективно задающая перспективу снятия альтернативы реа-лизм — номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. (См. также Универсалии, Номинализм.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОНЦЕПТУАЛИЗМ:

  1. КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  2. КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus - понятие
  3. НОМИНАЛИЗМ (от лаг. nomen, nominis — имя
  4. Вопросы, на которые должен отвечать концептуалист
  5. Концепт как нечто рождающеесяКонцепт как нечто застывшее
  6. НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям
  7. ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ), ОСО-БЕННОЕ, ЕДИНИЧНОЕ
  8. УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar- salis — общий
  9. Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт
  10. Упражнение 12. Отделение логического от психологического
  11. КОНФЛИКТ
  12. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
  13. МАТЕРИАЛИЗМ