<<
>>

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

(лат. соп- ventio — соглашение) — направле-ние в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, просто-ты, полезности и так далее — крите-риями, не связанными с понятиями самой теории.

Основоположник К. — Ж. А. Пуанкаре. В связи с появле-нием неевклидовых геометрий он охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находят-ся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Развитие математической логики в 1930-х привело к усилению позиций К. С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Так, согласно "принципу терпимости" Карнапа, в основе данной научной теории может находиться любой "языковой каркас", т. е. любая совокупность правил синтаксиса. "Принять мир вещей значит лишь принять определенную форму языка".
"Языковые формы" следует ис-пользовать с учетом их полезности, при этом вопросы, которые касаются реальности системы объектов данной теории, по выражению Карнапа, оказываются сугубо внешними при-нятому "языковому каркасу". Более крайней позицией явился "ради-кальный К." Айдукевича, в соответ-ствии с утверждением которого, ото-бражение объектов в науке зависит от выбора понятийного аппарата (терминологии), причем этот выбор осуществляется свободно. В силу того, что К. ставит научные знания в зависимость от субъекта теорети-ческого действия, направление праг-матизма можно полагать примы-кающим к общей традиции К. Со-глашение, например, может быть проинтерпретировано через прагма-тическое понятие "уверенности". Также и Витгенштейн утверждал, что математика не возможна без "веры" в то, что все ее предложения и формулы получаются или доказы-ваются именно таким-то образом.
Методологические концепции пост-позитивистского течения связывают научные теории со способом деятель-ности научных сообществ, поэтому для объяснения динамики научного знания они используют К. К таким концепциям можно отнести и поня-тие "конкуренции научно-исследо- вательских программ" Лакатоса, и принцип "пролиферации" Фейера- бенда, и некумулятивистскую исто-рию науки Куна. В соответствии с ними, альтернативные научные теории замкнуты в себе благодаря определенным соглашениям внутри конкурирующих научных сообществ.

А, Н. Шуман КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен Бонно де (1715—1780) — француз-ский философ, католический свя-щенник, основоположник сенсуа-лизма и один из основоположников ассоциативной психологии. Член Французской академии (1768). Ос-новные работы: "Опыт о происхож-дении человеческих знаний" (1746), "Трактат о системах, в которых вскры-ваются их недостатки и достоинства" (1749), "Трактат об ощущениях" (1754), "Логика" (написана для средних школ по просьбе польского пра-вительства, 1780), "Язык исчисле-ний" (1798) и др. Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувствен-ных ощущений (sensations), которые и являют собой единственный источ-ник познания. Первоначально, по мнению К., каждый человек — некая "статуя", постепенно оживаю-щая под воздействием эволюционирующих ощущений. Самое простое ощущение, по К., — обоняние; наиболее продвинутое — осязание. (Осязание у К. — главный критерий ис-тинности наших знаний и это придает его концепции особую значимость в контексте последующих исследова-ний о важности для людей операци-ональных действий с предметами.) Согласно К., понимание, размышле-ния, суждения, страсти суть "само ощущение в различных превраще-ниях". По К., ощущения вызывают-ся внешними предметами, не имея с ними ничего общего. Существование первичных качеств материального мира как некая определенная посылка элиминировалась К. из системы философского миропонимания; по его мнению, телесная и духовная субстанции могут существовать, но обе принципиально непознаваемы.

Разделяя сенсуализм Локка, К. тем не менее отрицал роль рефлексии в качестве специфического источника знаний людей. Творчество К. оказало существенное воздействие на французский материализм 18 в. Учение К. о языке в известной степени ограничивает возможность квали-фикации его как классического мыс-лителя-сенсуалиста, ибо, по его мнению, "...есть врожденный язык, хотя нет никакого представления о том, каков он. В самом деле, элементы какого-то языка, подготовленные за-ранее, должно быть, предшествовали нашим идеям, потому что без не-которого рода знаков мы не могли бы анализировать наши мысли, чтобы дать себе отчет в том, что мы думаем, т. е. чтобы отчетливо видеть это". Логика К., трактуемая им как общая грамматика всех знаков и вклю-чавшая также и математику, была весьма распространена в интеллек-туальной традиции Западной Европы рубежа 18—19 вв.

А. А. Грицанов

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз де (1743—1794) — французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Эн-циклопедии" Дидро. Депутат За-конодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый ради-кальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в под-полье был арестован и казнен (по не-которым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: "Размышления о рабстве негров" (1781), "Опыт о применении анализа вероятности решений, принимае-мых большинством голосов" (1785, легло в основу современной фило-софской дисциплины — "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической карти-ны прогресса человеческого разума" (написано в подполье в 1794, опуб-ликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человечес-кого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совер-шенствования последней) К.

полагал использование математического ап-парата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К., "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы спо-собны обнаружить достоверность в математике, но не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность на-блюдателя-человека. Обобщения и закономерности, познаваемые по-средством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только веро-ятностью. Все наши знания, согласно мысли К., "подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдав-шийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единст-во истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: "Действительность положений нравственности, их истина, соотно-сящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом становится сам прогресс как безграничность со-вершенствования. К. стремился ре-конструировать закономерности ис-торического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох "прогресса человеческого разума". Последняя эпоха, согласно К., открывается фран-цузской революцией и будет харак-теризоваться преодолением неравен-ства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К.
считал пра-вомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и челове-чества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро ста-ли пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, по-литике, общественной экономии, они получили возможность следо-вать в области этих наук путем поч-ти столь же верным, как в области естественных наук". По утвержде-нию Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рожда-емостью. К. был уверен, что общест-венное зло в мире может быть пре-одолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимис-тических версий философии Просве-щения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способ-

Консерватизм 499

ность истинных философов рефлек-сировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политичес-ких контекстов.

А. А. Грицанов, В. JI. Абушенко

КОНИССКИЙ Георгий — см. ГЕ-ОРГИЙ КОНИССКИЙ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ:

  1. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат. conventio - соглашение
  2. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios - круг, paedia - образование
  3. Практика
  4. ГНОСТИЦИЗМ
  5. АЗЕИТЕТ
  6. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  7. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  8. КАРМА (санскр. karman - действие, дело, жребий
  9. ИНСТИНКТ
  10. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ