КОСМИЗМ РУССКИЙ
— особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 — начале 20 вв. Будучи целостным социокультурным явлением, К. ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого из-менения мироздания.
В русском К. традиционно принято выделять не-сколько направлений: религиозно-фи-лософское, методологическо-философ- ское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы К. конституируется именно в философской традиции. Это пред-полагает определение двух основных измерений в русском К.: религиозно-философского (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и методологическо-философ- ског'о (Вернадский, Холодный, Чижевский, Умов, Циолковский и др.). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необхо-димости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания. Идеи, качественно характеризующие как религиозно-философскую, так и ме- тодологическо-философскую традиции русского К., оказываются во многом схожи, что позволяет выделить семантический инвариант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского К.: идея всеединства (наиболее развитая в учении В. Соловьева, а также в концепции Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества, т. е. биотических и абиотических компонентов природы); идея незавершенности развития мира и человека, их негармонического состояния (что объяснялось как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совер-шенствования); трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма: признание активности как необходимого атрибута человеческой природы (соответственно, восприятие человека в качестве космоурга, художника мира, творца, человека творящего, исследующего); идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы — В. Соловьев; обо- жение материи — Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством челове-ческой деятельности — С. Булгаков — т. е. восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть); идея достижения духовного самосознания; вечность жизни (су-ществование богочеловечства); пере-осмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего. Переосмысление в русском К. идеи Апокалипсиса (завершение эволюции природы как достижение последней совершенства, "обоже- ние" ее) ставит перед человеком задачу "очеловечивания, оживления и одухотворения" природы (Бердяев), это предполагает, прежде всего, достижение человеком совершенства своей собственной природы (идеал "богочеловечества" у В. Соловьева). Человек в философском К. наделя-ется особым статусом, приобретает особые полномочия, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным. А. Умов предлагает термин homo sapiens explorans — человек разумный исследующий, В. Муравьев — homo creator или человек творящий. Вернадский — homo faber — человек умелый. В рамках К. человек выступает как "устроитель и организатор Вселенной" (В. Соловьев), перед ним, по словам Вернадского, ставится "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого". В ходе реализации этой миссии одной из главных задач человечества в традиции философского К. предполагается выработка определенного идеала общественного устройства: общество по типу "психократии" Федоров), "теократии" (Бердяев), "космократии" (Муравьев), формирование пневмато- сферы (Флоренский), антропосферы (Холодный), ноосферы (Вернадский). Философские построения русского К. являют собой попытку формиро-вания идеальной (совершенной) модели мироздания, основанной на идее антропоприродной гармонии; аксиоло-гический экофильный потенциал русского К. обретает особую актуальность в контексте идеала глобальной циви-лизации как единого социоприродного комплекса (см. Постиндустриальное общество).-!О. В.Шубаро
Еще по теме КОСМИЗМ РУССКИЙ:
- 8. Русский космизм
- 20. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения
- КОСМИЗМ
- КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение
- 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
- Предисловие к русскому изданию
- РУССКАЯ ИДЕЯ
- 7. Общая характеристика русской правды
- Русская мафия
- ПРЕДИСЛОВИЕК РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
- 12.5. Перевод документов на русский язык
- 9. Преступление и наказание по Русской Правде
- 2. Характерные черты русской философии
- 59. Правоведы русского зарубежья
- ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ
- 2. Русский медийный интернет: периодизация
- 1. Становление русской философии в XVIII-XX вв.
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- 8. Судебный процесс по Русской Правде
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center