<<
>>

КОСМОС

(греч. kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно орга-низованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности — базовое понятие метафизики (см.

Метафизика, Ло- гоцентризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформ- ленность как конфигурированная (см. Конфигурирование) определенность облика; 2) дифференцирован- ность, т. е. выделенность и кон- ституированность составных частей; 3)структурность как иерархическая (см. Иерархия) упорядоченность эле-ментов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реали-зующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа "нуса" или "логоса" в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеев-ропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К.
как "прекраснейшей гармонии" у Гераклита, тезис Платона о том, что "К. — прекраснейшая из возможных вещей" и т. п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаи-ческой традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея "гармонии сфер" у Пифагора, семантическая структура "равного себе самому отовсюду" Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной "меры" (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К.
на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человеко- соразмерность (уют) К. В категори-альном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции "Хаос — К." функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфо-логическое соотношение: К. противостоит "безвидному" (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т. е. наде-ленного формой как эйдосом (см. Ги- леморфизм); б) субстратное соотно-шение: К. возникает из Хаоса — как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как упорядоченный, т. е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) по-рядку Хаос; в) пространственное соотношение: как правило, в мифо-логических представлениях К. ог-раничен от Хаоса посредством струк-турных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых ("три шага Вишну"), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в ми-фологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и насту-пающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анакси- мандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К.
на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 — начала 20 вв., основан-ной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека (см. Космизм русский). Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие "К." прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым (см. терминологию современной аст-рофизики и космологии). Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие "К." радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из "ме- танарраций" (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифо-логем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира со-прягается в постмодернизме с семан-тическим гештальтом "корня" (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма,

Котарбиньский 513

символом для такой культуры выступает "книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня" (Делёз и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интер-претации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей "заката метанар- раций", постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции ("мир потерял свой стержень" — Делёз и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологий: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие "К." замещается в постмодернизме понятием "Хаосмоса" — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям "перформанса" (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры.

"Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня" (Делёз и Гваттари). (См. также Метафизика, Логоцентризм, Постметафизическое мышление, Онтология.)

М. А. Можейко

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (1886—1981) — польский философ и логик, создатель праксеоло- гии. Учился в Краковском университе-те, Высшем политическом училище Дармштадта, с 1907 по 1912 — во Львовском университете у К. Твар-довского. Учительствовал в гимназиях Варшавы, с 1919 — экстраординар-ный, а с 1929 — ординарный профессор Варшавского университета (с перерывами до 1961). С 1927 — руководитель Польского философского общества. Во время войны преподавал на подпольных курсах, организованных в Варшаве и Радоме. В 1944 в Варшаве погибла часть его архива и работ (в частности, первый вариант "Праксеологии"). С 1946 по 1949 — ректор университета в Лодзи, с 1951 — заведующий кафедрой логики в Вар-шавском университете. Член Польской АН с 1951, в 1957—1962 ее президент. Иностранный член АН СССР (с 1958). Основные работы: "Практические оценки" (1913); "Утилитаризм в этике Милля и Спенсера" (1915); "Элементы теории познания, формальной логики и методологии науки" (1929); "Из проблем общей теории борьбы" (1938); "Трактат о хорошей работе" (1955); "Точность и ошибка"

; "Лекции по истории логики" ; "Избранные письма" (тт. 1— 2, 1957—1958) и др. К. — один из основных представителей Львовско- Варшавской школы аналитической философии. Признавал, в частности, влияние на себя номиналистической концепции другого крупного пред-ставителя школы Лесьневского. Свою философию обозначил трояко: как "реизм" (лат. res — вещь), как "конкретизм" (лат. concretio — мате-рия, вещество), как "пансоматизм" (греч. coma — тело и pan — все), что оттеняло разные ее аспекты. В конце жизни чаще пользовался термином "пансоматизм", отличая его от "ма-териализма". Много занимался про-блемами логики (логической семан-тикой, теорией вывода, историей логики), однако свою заслугу видел прежде всего в разработке, наряду с концепцией реизма, "независимой этики" (независимой в двояком смысле слова — от религии и от соб-ственных философских построений), исходящей из принципа "минимизации зла" в жизни, и предписывающей индивиду поступать в соответствии с "голосом совести", и "праксеологии" как общей теории организации дея-тельности.

Последняя принесла К. поистине мировую известность. В своей философской концепции исходил из номиналистической посылки о существовании только вещей и введенных человеком для их обозна-чения знаков описывающего вещи языка. Под вещью понимал любой предмет, обладающий пространственно-временными характеристиками и способный, следовательно, воз-действовать на другие вещи. Исходя из принципа "радикального реализ-ма" отрицал существование имманентных образов сознания, последние не суть вещи, так как идеальность не позволяет иметь предметность, быть "физическим нечто". На тех же осно-ваниях отрицается существование свойств, отношений, "положений вещей" ("фактов"), событий ("актов") в силу их вневременности и (или) внепространственности, т. е. неспо-собности быть вещами (телами). В духе общей установки и аргумен-тации ("в силу противоречивости") номинализма отрицается существо-вание общих предметов. Существуют только вещи ("реизм"), точнее бесконечное множество тел ("кон-кретизм"), одним из типов тел (спо-собных мыслить) являются субъекты ("пансоматизм"). Соответственно наука может иметь своим предметом только вещи, а гуманитарная наука — человека и связанные с ним вещи (произведения, изделия и т. д.). О гневе, умственном развитии, усталости и т. д. как предметах изучения пси-хологии, например, можно говорить, по мысли К., лишь при условии, что смысл подобных утверждений имеет лишь вторичный, замещающий, пе-реносный характер. Ведь реально су-ществует только индивид, что-то пе-реживающий, а сверх этого, наряду с ним или кроме него нет никакого другого объекта. Мы принципиально способны отобразить вещи непо-средственно или через знаки. Согласно К., "...и если мы наблюдаем внимательно и при благоприятных условиях, если мы, кроме того, пра-вильно понимаем знаки, мы верно отображаем действительность и вещи открываются нам такими, какими они являются в действительности; мы мыслим истинно, мы познаем действительность и суждения, которые мы как таковые высказываем, являются истинными".
Однако, для этого процесс познания должен быть рационализирован на основе реконструкции языка пауки, осво-бождения его от неоднозначных по-нятий, т. е. "языковых гипостаз". Фактически "реизм" — это програм-ма "проверки возможности опери-рования изъявительными предло-жениями". Отсюда его постулаты: каждому имени (термину) должна со-ответствовать реальная вещь; общие имена, а также названия свойств, от-ношений, положений вещей ("факты") и событий ("актов") должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в языке науки должны быть элиминированы. По-следний постулат в поздних работах К. ослаблен: за этими названиями признан вторичный, замещающий, переносный характер. Однако в любом случае наука должна избегать "нелегально записанных" пустых знаков. В силу принципиальной про-тиворечивости номиналистической установки К. многократно на протя-жении жизни менял, удерживая суть концепции, аргументацию и по-стоянно колебался между логико-се-мантической и онтологической версиями "реизма" (сам он насчитывал восемь таких "поворотов" — стадий становления концепции). К тому же под воздействием марксизма К. (во второй период своего творчества) стал определять реизм как материа-лизм, освобожденный от языковых гипостаз. (См. также Универсалии, Номинализм, Львовско-Варшавская школа.)

В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОСМОС:

  1. Гармония противоположностей и космос
  2. Положение человека в космосе
  3. ЛИНКОС (неологизм от полного названия "лингвистика Космоса
  4. КОСМИЗМ
  5. Космология
  6. 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм.Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
  7. МЕТЕМПСИХОЗА (греч. metempsihosia - переодушевление
  8. ДАО
  9. МЕТЕМПСИХОЗА
  10. ГАРМОНИЯ СФЕР
  11. ГИЛОЗОИЗМ
  12. ХАОСМОС
  13. 8. Русский космизм
  14. 78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
  15. ДОСОКРАТИКИ
  16. Гуманистическая мораль
  17. СТОИЦИЗМ
  18. ВЕРИФИКАЦИЯ
  19. АСТРОЛОГИЯ