<<
>>

КРЕАЦИОНИЗМ


(от лаг. creatio — создание) — учение о сотворении мира богом. Его корни — в мифологии древнего мира, повествующей о том, как по воле богов из хаоса рождается космос. Креационизм отстаивает теология иудаизма, христианства, ислама.
Христианство заимству-ет креационизм у платонизма. По Платону, бог-ум-демиург претворяет мир идей-прообразов в мир вещей-форм-образов посредством мировой души. В биологии креационизма придерживались К.Линней, Ж.Кювье. Они не имели представ-ления о естественной эволюции и считали возникновение различных видов растений и животных сверхъестественным, спонтанным.
Кроне
КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (1842— 1921) — один из главных деятелей русского и международного анархизма, социолог, географ и геолог. Окон-чил Пажеский корпус (1862). В 1867 г. учился на физико-мате-матическом факультете Петербургского университета. В 60-е гт. приобрел известность как ученый-географ. Много путе-шествовал, исследовал Восточную Сибирь, Маньчжурию. В 1872 г., посетив Бельгию, Швейцарию, примкнул к бакунинскому крылу Интернационала. Вернувшись в Россию, участвовал как анархист в народническом движении. В 1874 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда в 1876 г. бежал и эмигрировал за границу, где развернул пропаганду идей анархизма. В изгнании провел 30 лет. В 1917 г. возвратился в Россию. Признал Октябрьскую рево-люцию, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, оставался противником государственной власти. Для философских взглядов Кропоткина характерен натурализм. В качестве основы своей социологии и этики он использовал эволюционные идеи Дарвина, сформулировал «биоло-гический закон взаимной помо- щи», имеющий силу как в природе, так и в человеческом обществе, и на его основе периодизацию истории. Государство, по Кропоткину, создает препятствия для осуществления принципа взаимопомощи, оно—источник насилия, войн, неравенства, разделения общества на классы. Кропоткин стремился к созданию стройной теории анархизма, пытался обосновать его роль в социальной мысли. Он рассматривал анархию в трех аспектах: как способ действия, как социальную теорию и как часть общефилософской системы. Он считал, что анархия — неотъемлемая часть новой науки, защищающей принцип всеобщности научного зрения, а анархистское мышление — одно из направлений философии, взаимосвязанной с будущим циви-лизованного мира. Основные работы Кропоткина: «Анархизм. Его фи-лософия и его идеал». Перевод с французского (1900); «Государство, его роль в истории». Женева (1904); «Анархия и ее философия» (1906); «Нравственные начала анархизма». М., 1906; «Коммунизм и анархия». Пг., 1919; «Современная наука и анархия». Пг.-М., 1921; «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Пг., 1922 и др.
КРОНЕ Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, историк, литературовед, общественный деятель, представитель неогегельянства. Основная работа — «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика». В своей философии «абсолютного идеализ-ма» Кроче рассматривает дух — единственную реальность в его бесконечном историческом дви-жении. В отличие от Гегеля Кроче не признает однонаправленное движение от низшего к высшему, отвергает триаду. Движение духа, по Кроче, происходит в замкнутом круге, в котором невозможно определить «начала» и «концы». Кроче делит философию на эстетику, логику, философию экономики и этику, которые соответствуют четырем проявлениям духа: эстетическому, логическому, «жизненному» (эконо-мика), этическому. Вся сфера духа делится на теоретическую и практическую формы. Эти формы связаны в диады. В практической сфере движение духа осуществляется от экономики к этике (сфере всеобщего). В теории движение идет от эстетической интуиции к логике понятий. Ведущую роль играет первая, авто-номная сторона диады, заключающая в себе многообразие жизни и произведений искусства. Философия, по мысли Кроче, имея своим предметом исторический процесс движения духа, является философией истории. История, познавая в частном всеобщее, является по существу философией.
Ксенофан
КСЕНОФАН из Колофона (ок. 570 г. — после 478 г. до н. э.) — древнегреческий философ. Платон в диалоге «Парменид» высказал мысль, что Ксенофан является осно-вателем школы элеатов. Хотя, несомненно, взгляды Ксенофана по-влияли на эту школу, и древние авторы, и современные историки философии эту мысль оспаривают. Ксенофан вел жизнь странствующего учителя мудрости, философствовал в стихотворной форме, взглядов своих не систематизировал. Ксенофан являлся критиком традиционных ре-лигиозных верований. Так, он негативно относился к антропоморфным богам Гесиода и Гомера, наде-ленных всеми человеческими поро-ками. Полемически он относился и к философским учениям, в частности, Пифагора критиковал за идею переселения души. Для Ксенофана Богом является Единое, которое «все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает». Бог пребывает без движения. Доксографы также утверждают, что Бог Ксенофана — весь космос, который един, вечен, однороден, неизменен, шарообра-зен. По поводу того, что Ксенофан считал «началом» космоса, доксо- графия расходится. Примат отдается «земле», но также называется в ка-честве начала и «вода». Выше всего, в том числе и силы атлетов, Ксено-фан ставил мудрость. Однако Ксенофан считал, что все может знать только Бог, человеческое же позна-ние ограничено, уделом всех является мнение. В этом пункте Ксенофан сближается с софистами и скептиками.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме КРЕАЦИОНИЗМ:

  1. Креационизм и пантеизм. Философия иерархии
  2. Аристотелизирующии креационизм Аквинатаи его картина мира
  3. СОДЕРЖАНИЕ
  4. Бог и мир. Божественное Предопределение иррациональность действительности
  5. НЕОТОМИЗМ
  6. ЖИЗНЬ
  7. Этико-социальная доктрина
  8. Пантеистический синкретизм флорентийских платони-ков
  9. РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный
  10. 2. Два взгляда на происхождение жизни и ее развитие
  11. Неоплатоническая натурфилософия Патрици
  12. Пантеистическая онтология Эриугены
  13. НЕОТОМИЗМ
  14. ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы
  15. Метафизика Дунса Скот
  16. Вечность мира И его отношение К богу
  17. Рационализм натурализм и сикретизм