<<
>>

2. Критическая философия И. Канта

Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804) выделяют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным вопросам.

Это «Всеобщая естественная история и теория неба», где немецкий мыслитель высказал ряд оригинальных идей о происхождении Вселенной.

Ко второму относят появление основополагающих философских произведений. Эта «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», а также «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», «Основы метафизики морали» , «Антропология» и др. В этих работах И. Кант поднимает общефилософские проблемы познания бытия мира, человека и его морали, права и государства.

В основу своей философии немецкий мыслитель берет метод критического анализа, ориентированного на познание возможностей человеческого разума. Исследование разума в качестве гно-сеологического объекта позволило Канту сделать вывод о том, что человеческий разум познает мир вовсе не так, как он есть в действительности.

Разуму доступны только явления вещей (феноме- ны). Что касается чувств, то они обеспечивают нам информацию о действительности внешнего мира.

Но если познание начинается с чувственного опыта, то оно не ограничивается хаосом наших ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается в процессе познания априорными формами пространства и времени. Эти формы являются неотъемлемым атрибутом гносеологического субъекта. Они представляют собой знание, полученное до опыта и применимое к опыту в качестве инструмента его упорядочения.

Чувственный опыт упорядочивается не только априорными формами пространства и времени, но и априорными формами рассудка. В качестве таковых выступают категории. Их назначение состоит в том, чтобы упорядочить информацию чувств, вложив ее в категориальный каркас рассудка.

По Канту рассудок есть способность мыслить то, что ему представляют чувства.

Чувственность обладает беспонятийным содержанием, а рассудок располагает чистыми понятиями. Только их единство обеспечивает познание мира в явленных формах.

Что касается интеллекта как третьей способности познания, то он направлен не на опыт. а на создание правил для деятельности рассудка.

На этой стадии познания мира открывается истина того, что миру явлений «вещей для нас» соответствует сущность мира на уровне «вещей в себе», абсолютное познание которой исключено.

Мир сущности — это область трансцендентного. Она обозначает то, что находится за пределами возможностей сознания гносеологического субъекта. Ее запредельность фиксируется антиномиями нашего разума. Суть антиномии заключается в том, что доказательство тезиса и антитезиса в каждом случае равноценно.

В рассуждениях И. Канта есть определенная доля истины. Во первых, мир явлений и мир сущности не тождественны. Если бы это было не так, тогда не было бы проблем познания. Но не все то золото, что блестит. Во-вторых, мир явлений находится в состоянии постоянного изменения. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды. В-третьих, процесс познания бесконечен. Но это не дает основания отрывать мир явлений от мира сущности. Между ними нет барьера, а есть то что уже познано и то, что еще предстоит познать. По Канту то, что не под силу теоретическому «чистому» разуму, подвластно практическому разуму. И в трактате «Критика практического разума» немецкий мыслитель исследует его возможности.

Кант первый из философов поставил вопрос о соотношении теории и практики. Правда, приоритет практического разума свел к моральному освоению мира.

По Канту практический разум опирается на волю. Воля сама себя определяет. Но есть воля природы тела и есть воля разума. В первом случае имеет место зависимость поступков человека от его витальных потребностей, а во втором случае можно констатировать факт реальной, подлинной свободы.

Дуализм необходимости и свободы рождает императив, как «объективное принуждение к поступку».

На уровне необходимости императив условен, на уровне свободы он безусловен. В первом случае он ориентирован на удовлетворения витальных потребностей, во-втором случае — на моральный долг.

Воплощением морального долга являются три аксиомы: а) поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех; б) в своих поступках исходи из того, что всякий другой человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство; в) все поступки должны быть ориентированы на благо.

В следующей работе «Критика способности суждения» И. Кант пытается преодолеть дуализм природной воли и воли разумной, необходимости и свободы. Средство преодоления дуализма он видит в просвещении. Просвещение может помочь человеку смягчить свою зависимость от витальных потребностей, научить пользоваться своим умом через просвещение. Кант надеется обуздать эгоизм и обеспечить контроль разума над формами самоосу-ществления человека. Только просвещение может помочь ответить на вопросы: что человек может знать, что он должен делать, на что смеет надеяться.

Говоря о необходимости самосовершенства, немецкий мыслитель подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» .

Наряду с проблемой человека, Кант поднимает вопрос о праве и государстве, об отношениях между государствами. Затрагивает философ и проблему конца всего сущего, который может быть троякого рода: 1) естественный, в соответствии с промыслом Бога; 2) сверхъестественный, в силу причин, недоступных нашему пониманию; 3) противоестественный, который может вызвать человечество «вследствие неправильного понимания конечной цели».

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 2. Критическая философия И. Канта:

  1. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  2. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Четвертый Похититель времени;управление в критической ситуации/повторение критических ситуаций
  4. Критическая теория
  5. Метод критического пути
  6. 5. Социально-критическое направление
  7. Критические моменты в отношениях
  8. 10 самых критических ошибок
  9. 8.2 Метод расчета критического объема продаж
  10. ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУПРОТЕКЦИОНИЗМА: КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
  11. § 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм
  12. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  13. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  14. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  15. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  16. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  17. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  18. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  19. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.