Критика теории естественного права как основы софистической риторики
и потому тот, кто стыдится и не решается говорить что думает, не избежно впадает в противоречие. Ты это приметил и используешь, коварно играя словами: если с тобою говорят, имея в виду обычай, ты ставишь вопросы в согласии с природой, если собеседник рассуждаем в согласии с природой, ты спрашиваешь, исходя из обычая.
Так было и только что, когда вы говорили о несправедливости, которую причиняют и терпят, и Пол толковал о том, что более постыдно по обычаю, ты же упорно оп68 ровергал его доводы, подменяя обычай природой. По природе все, что хуже, то и постыднее, безобразнее, например терпеть несправедливость, но, по установившемуся обычаю, безобразнее поступать несправедливо. Ежели ты доподлинно муж, то не станешь терпеть страдание, переносить несправедливость — это дело раба, которому лучше умереть, чем жить, который терпит несправедливости и поношения потому, что не в силах защитить ни себя самого, ни того, кто ему дорог. Но по-моему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания. Стараясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними возвыситься, страшась этого возвышения, они утверждают, что быть выше других постыдно и несправедливо, что в этом как раз и состоит несправедливость — в стремлении подняться выше прочих. Сами же они по своей ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею, равною для всех.Вот почему обычай объявляет несправедливым и постыдным стремление подняться над толпою, и это зовется у людей несправедливостью. Но сама природа, я думаю, провозглашает, что это справедливо — когда лучший выше худшего и сильный выше слабого. Что это так, видно во всем и повсюду и у животных, и у людей — если взглянуть на города и народы в целом, — видно, что признак справедливости таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. По какому праву Ксеркс двинулся походом на Грецию, а его отец — на скифов? (Таких примеров можно привести без числа!) Подобные люди, думаю я, действуют в согласии с самою природою права и — клянусь Зевсом! — в согласии с законом самой природы, хотя он может и не совпадать с тем законом, какой устанавливаем мы и по какому стараемся вылепить самых лучших и решительных среди нас. Мы берем их в детстве, словно львят, и приручаем заклинаниями и ворожбою, внушая, что все должны быть равны и что именно это прекрасно и справедливо. Но если появится человек, достаточно одаренный природою, чтобы разбить и стряхнуть с себя все оковы, я уверен: он освободится, он втопчет в грязь наши писания, и волшебство, и чародейство, и все противные природе законы и, воспрянув, явится
69
перед нами владыкою бывший наш раб — вот тогда-то и просияет справедливость природы!
Мне кажется, что и Пиндар высказывает те же мысли в песне, где говорит:
Закон надо всеми владыка.
Еще по теме Критика теории естественного права как основы софистической риторики:
- Раздел I. Основы теории конституционного праваГлава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права
- 34. Неотомизм: новое видение теории естественного права
- Критика софестической риторики
- 19-4. Критика Робертом Лукасом теории экономической политики
- Надежда Николаевна Ивакина. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие, 2007
- А. В, Сидорови. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики, 2001
- 2. Основы теории спроса и предложения
- РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
- Раздел II ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ экономики
- Часть I «мммОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- Глава 2. Основы теории рыночного хозяйства
- Раздел II. КонституцияГлава 4. Основы конституционной теории
- Глава 32. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 1. Основы теории финансового учета
- РИТОРИКА
- Раздел IIТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА КАК ПОДОТРАСЛИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ММ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА