<<
>>

КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ

концепция — интерпретация куль- турно-исторического процесса в рамках философии техники. Сформулирована Огборном и Вебленом на базе общей методологической установки технологического детерминизма: развитие техники выступает детер- минантой социокультурного процесса (Веблен), причем сферы техники и культуры развиваются с различной скоростью (Огборн).

В рамках концепции К. О. выделяются так называемая "материальная культура", обладающая внутренним эволюционным потенциалом и фактически отождествляемая с техникой, и "не-материальная" (собственно культура), характеризуемая как "адаптивная". Адаптивная культура, лишенная имманентных импульсов к творчеству, коррелируется в своем развитии с культурой материальной, отвечая своими изменениями на новации технического порядка и создавая программы приспособления социальных структур и отношений к требованиям новой технической ор-ганизации. Формулировка ответа требует определенного систематизи-рующего усилия, в силу чего "адап-тивная" культура всегда "сдвинута по времени" относительно культуры материальной.
Теория К. О. фикси-рует два ряда причин, в силу кото-рых "адаптивная" культура содер-жательно отстает от материальной. Прежде всего, это отставание связано с самим устройством "адаптивной" культуры, природа которой, с точки зрения концепции К. О., не ориентирована на самодостаточную креативность, — адаптивная культура внутренне сопротивляется изменениям, ей присущ своего рода "естественный консерватизм". Это связано с тем, что (в отличие от тех-ники, где каждое изобретение как заведомо более эффективное и совершенное отрицает предшествующие феномены техники соответствующего ряда) любой культурный феномен, обеспечивая адаптацию социума к тем или иным условиям технического окружения, оценивается в этих условиях не просто как максимально эффективный, но и конституируется в качестве ценности.
В качестве осознающей себя системы ценностей "адаптивная" культура демонстрирует склонность к сохранению своих достижений (особый статус культурной традиции) и тенденцию к "мало-му количеству изобретений". С другой стороны, причиной "отставания" во времени "адаптивной "культуры может выступать также ее связанность с конкретными социальными структурами и объективированность в социальных институтах, которые в силу исторических причин консер-вативно ориентированы, сознательно "тормозя изобретения". На базе концепции К. О. в рамках философии техники конституируется общая теория социального процесса как реакции культуры на развитие техники — история мыслится как результат технического прогресса (Д. Рибейро). (См. также Философия техники.)

М. А. Можейко

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении — интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании — Г. Брандес, в Италии — Де Санктис, в России — А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов и др. В основу концепции культурно-историческо- го направления был положен фило-софский позитивизм Конта, отчасти "биографический метод" в литера-турной критике Сент-Вева, культу-рологические концепции поздних немецких просветителей и романтиков и французской романтической историографии (Ф. Гизо и О. Тьерри). Важнейшей предпосылкой К.-И. Ш. явились успехи естествознания, об-щий подъем науки: с позиций К.- И. Ш., филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчинена принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства. Таким образом, К.-И. Ш. репрезентирует в сфере гуманитар-ного исследования позитивистский идеал научного познания. Основная особенность К.-И. Ш. — ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования. Представители данного учения стали рассматри-вать художественное произведение как "дух" (мысли и нравы) народа в различные исторические периоды его жизни.

Исходя из этого положения утверждалось равноправие ис-кусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения на изучение законо-мерностей развития культурно-ис- торического мира. В теоретических исследованиях И. Тэна акцент дела-ется на установление закономерных связей между фактами (отдельными произведениями искусства). Харак-терные особенности произведения искусства, по Тэну, объясняются "ра-сой" (врожденным национальным темпераментом), "средой" (климати-ческими и природными условиями, социальными обстоятельствами) и "моментом"(влиянием традиций). Таким образом, объясняемый факт как бы растворялся, терялся в массе многочисленных разносторонних факторов. Естественно-научные принципы, генетический подход переносились в область исследования художественных произведений, Тэн проводил аналогию между дарвиновским есте-ственным отбором и развитием искус-ства: в обществе создаются условия, при которых одни формы искусства умирают, другие — выживают и раз-множаются. Стремление уподобить науку о "духе" науке о природе, перенести в историю литературы эво-люционистские схемы привело к иг- норированию собственно эстетической природы искусства (Ф. Брюнеть- ер, Г. Лансона). Произведения лите-ратуры рассматривались теоретиками К.-И. ІП. в качестве ценнейшего ис-торического документа, "памятника" своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю обще-ственной мысли. К.-И. Ш. не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника, поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении "фактов", во введении в научный оборот много-численных литературных памятников и избегали выработки целостных концепций истории развития лите-ратуры. В условиях России, когда литература была единственным сред-ством выражения общественных идей, данная теория становится при-оритетной областью литературоведения. Крупнейшими теоретиками и практиками К.-И. Ш. были Пыпин, Тихонравов, А. А. Шахов, братья Веселовские и др. Особый интерес для К.-И.
Ш. представляли памятники этнографии, народного творче-ства, древней литературы. Русские представители направления исходи-ли из мысли о тесной связи литературы и действительности, из понимания произведения искусства как памятника определенной культурно-исторической эпохи, игнорируя при этом собственно литературные законы развития. В результате такого подхода был снижен интерес к специфическим литературным про-блемам: жанрам, направлениям, по-этическим приемам и формам. От-дельные представители К.-И. Ш. (Н. И. Стороженко, Н. П. Дашкевич), понимая определенную узость этого учения, предлагали наряду с влиянием эпохи и социальной среды учитывать и влияния литературные, иде-алы самого художника. К заслугам К.-И. Ш. относятся вклад в создание историй национальных литератур, подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения. К.-И. Ш. установила закономерность литературного развития, его поступательный характер, накопила опыт текстологического анализа. В 20 в. К.-И. Ш. как направление распалась, но следы ее концепций можно найти в работах многих ученых, как зарубежных (В. Паррин- гтон — США, М. Пидаль — Испания, "университетская критика" — Фран-ция), так и отечественных (П. Н. Са- кулин, Н. К. Писканов) вплоть до 1960-х.

Т. Н. Тарасова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ:

  1. КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ
  2. КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
  3. § 10. Право на участие в культурной жизни
  4. Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
  5. Личностные, культурные и социальные типы управления
  6. Экономические, социальные и культурные права
  7. 32. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ
  8. ВСЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ (от капиталов до культурных ценностей
  9. 2. Культурные основания экономической логики рынка
  10. Экономические, этико-социальныеи культурные права
  11. Понятие культурной экономики состоит из следующих ключевых элементов
  12. 27. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 1 ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
  13. Глава XСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЛУЖБЕ ФРОНТА И ТЫЛА
  14. 88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
  15. § 6. Забота о памятниках истории и культуры
  16. Кто и почему заинтересован в осуществлении инвестиционных бизнес-поектов?
  17. 26. Расходы бюджетов, их классификация