КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
— первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания навстречу с иной культурной реаль-ностью, исходный пункт диалога культур. К. Ш. возникает как отра-жение принципиальной нестыковки различных культурных образцов, конфликта между привычным ("ес-тественным") набором ценностей, языковых и поведенческих практик и культурными нормами, привне-сенными новой(инокультурной или изменившейся) средой, в которую оказывается "заброшенным" индивид (ситуация индивидуальной эми-грации или туризма), социальная группа (ситуация массовой эмиграции, беженцев, принудительной вы-сылки по национальному или религиозному признаку), или общество в целом (ситуация культурной диф-фузии — попытка радикального пре-образования социальной системы по образцу "чужой" культуры в резуль-тате внутреннего культурного кризиса или внешней культурной экс-пансии).
Степень шоковой реакции индивида или социума при встрече с "чужим" культурными пространством определяется: глубиной различий (или степенью совместимости) между прежней и новой культурами; особенностями индивидуального, группового или национального психологического типа обеих сторон межкультурной коммуникации; на-личием или отсутствием устойчивых фрагментов старой культурной среды (семьи, языковых и профессиональных навыков, информационной среды, круга общения и т. п.), способных сохраниться в новом культурном контексте; степенью открытости и динамичности "своего" культурно-го пространства, местом традицион-ных ценностей в системе "своей" культуры и ее адаптационными возможностями; аналогичными особенностями "чужой" культуры; степенью глобальности и остроты "шоковой" культурной коммуникации, задающей диапазон приемлемости в данном диалоге культур. Принято выделять четыре возможных способа преодоления К. Ш.: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей "местной" культуры и их вытеснение на периферию культурного про-странства. Воплощает культурную политику более сильного (в социаль-ном, экономическом и культурном плане) участника диалога культур. Колонизация происходит в результате как различных форм военной или культурной экспансии,так и интенсивных модернизационных процессов (феномен "вестернизации"). Ее конечная задача — максимальная "зачистка" культурной среды с целью ее последующего преобразования согласно канонам "культурного агрессора". 2) Геттоизация: создание компактных мест проживания "чу-жих" (эмигрантов, беженцев, гас- тарбайтеров) или "местных" (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность со-хранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). В данном случае К. Ш. смяг-чается при помощи выделения как "сильному", так и "слабому" участнику конфликта собственной сферыКультурология 527
влияния. При этом, однако, каждая из сторон демонстрирует отказ от принятия "чужих" ценностей. Характерные примеры: "русский" Брайтон-Бич и знаменитые китайские кварталы — Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т. п. 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной (более "слабой" или утратившей актуальность) куль-турной идентичности в пользу полного приспособления к "чужой" культуре. 4) Диффузия: различные модели совмещения элементов "своей" и "чужой" культур. Наиболее глобальная и долгосрочная форма межкультурного диалога, имеющая нередко своим результатом преоб-разование ряда основополагающих культурных ориентаций взаимодействующих культур. К примеру, К. III., пережитый европейской культурой при встрече с "чужими" культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии 14—19 вв., существенно способствовал антропологическому перевороту в философии культуры — отказу от европоцент-ризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики. Таким образом, К. Ш. является существенным элементом культурной динамики, лишая однозначности привычные культурные стандарты, способствуя обновлению традиционных культурных систем за счет "вторжения" ино- культурных элементов, стимулируя инновационную активность путем взаимодействия различных культур-ных традиций и культурных прак-тик, содействуя изменениям соци-альной структуры общества.
М. Р. Жбанков
Еще по теме КУЛЬТУРНЫЙ ШОК:
- КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ
- § 10. Право на участие в культурной жизни
- КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ
- Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
- Экономические, социальные и культурные права
- 32. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ
- Личностные, культурные и социальные типы управления
- ВСЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ (от капиталов до культурных ценностей
- 2. Культурные основания экономической логики рынка
- Экономические, этико-социальныеи культурные права
- Понятие культурной экономики состоит из следующих ключевых элементов
- 27. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 1 ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
- Глава XСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЛУЖБЕ ФРОНТА И ТЫЛА
- 88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
- § 6. Забота о памятниках истории и культуры
- 90. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
- 74. ОБЩЕПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ АВТОНОМИИ, ВИДЫ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
- СТИЛИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ
- ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
- Боголюбов В.С.. Экономика туризма, 2005