<<
>>

ЛАНДШАФТ


— термин географической и искусствоведческой традиции, используемый постмодернистской философией (см. Постмодернизм, Метафизика, Деконструкция, Дер-рида, Делёз) в контексте конституирования философской парадигмы многомерности структур бытия и человеческого мышления, а также за-дающий рамку знания для функционирования сопряженных словоформ, ангажированных в середине — второй половине 20 в.
в качестве собственно философских понятий (плоскость, поверхность, глубина и т. д.). Кон- ституирование и легитимация "JI." как определенной структурной позиции постижения мира выступили результатом осмысления как умозри-тельного, так и конкретного челове-ческого опыта, согласно которому стили и формы интеллектуального дискурса необходимо коррелируют- ся с соответствующими телесными практиками (см. Тело), самоутверж-дающимися в границах экспрессивно-коммуникативной составляющей текста. (См. у Р. Барта: "...стиль обладает лишь вертикальным изме-рением, он погружен в глухие тайники личностной памяти, сама его непроницаемость возникает из жизненного опыта тела... Вот почему стиль — это неизменная тайна, однако его безмолвствующая сторона вовсе не связана с подвижной, чреватой постоянными отсрочками природной речью... Тайна стиля — это то, о чем помнит само тело писателя".) Текст при этом формирует собственное — текстовое пространство, ибо язык (по Гумбольдту, "сплетающийся из пространства") в значимой степени складывается как способ фиксации и воспроизведения именно пространственно-временных отношений. Такие мыслители, как Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, в су-щественно значимой степени задавшие архитектонику философской мысли 20 в., с особой тщательностью относились к определению "местора-сположения" собственного взгляда на мир и сопряженных с ним ("мес-торасположением") пространственных образов. (Ср. у Новалиса: "Любой ландшафт — идеальное тело для выражения определенного строя мысли".) Структурированность Л. в качестве рамки, организующей по-стижение космоса, хаоса и осмоса, может видеться (В. Подорога) в не-скольких измерениях: 1) Визуальный, "оптически достоверный" Л. ("физически, исторически и биологи-чески локализуемый образ ландшафтного пространства") — как надындивидуальная "Вселенная" творческой лаборатории тех или иных философов в определенный момент их профессиональной деятельности. 2) Вербальный Л. ("переживание конкретного ландшафта в словесных образах, его описание, интерпретация, введение в чуждый ему контекст", сопровождающиеся заменой "физики" образа его эстетизированной риторикой): "морские пейзажи" Кьеркегора, преимущественно подземные пространства стихий Ницше, "горное пространство" Хайдеггера — "складка" или "зона субъективации" Делёза — как предпочитаемые метафорические "сферы" или "уделы" (см. Плоскость) их философствования. 3) Телесный (все более незримый и без-образный) Л. ("психомоторные эффекты", побуждающие начальные движения письма и линию события, рождающую своим движением произведение) — как задающий особые "направления" мысли ("широта" — "линия Веры" Кьеркегора; "восхождение к глубинам" — "линия танцевальная, дионисическая" Ницше; "вздымание" — "линия Складки/Сгиба" Хайдеггера). 4) Л. — "ряд философского письма" — как особая форма объективации всех предыдущих и задающий: коммуникативную на-правленность философствования; выбор доминирующей стилистической формы, образующей текст произведения и открывающей пространство для чтения (пунктуационное, "то-чечное" письмо Кьеркегора — афо-ристическое письмо Ницше — эти-мологическое, "дефисное" письмо Хайдеггера). Формирование в 1980— 1990-е ряда "метафизик Л." являет собой результат определенной переориентации философии на постиже-ние топологических структур бытия, а также выступает отражением процесса значимого количественного разрастания и качественной иерар- хизации понятийных комплексов, характеризующих эти структуры. "Ландшафтно-реконструирующие" познавательные стратегии знаменуют существенный сдвиг в традиционных схемах иерархии существенных принципов понимания мира и построения его моделей. (См. Складка, Тело, Плоть, Плоть мира, Кожа, Плоскость, Differance, Касание, След.)
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛАНДШАФТ:

  1. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
  2. 11. Объекты экологического права
  3. 2. Экологическая система как объект правового регулирования
  4. 67. ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  5. ЛАБОРАТОРНЫЙ СОРТОВОЙ КОНТРОЛЬ
  6. 3. Направления и объекты экологической сертификации
  7. 67. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ)
  8. 4. Основные принципы экологического права
  9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
  10. 5.24. Криминалистическая характеристика взяточничества