<<
>>

ЛАО-ЦЗЫ

— китайский философ, живший в 6 в. до н. э. (подлинное имя Ли Эр), вероятно, служил архивариусом при чжоусском дворе. Прозвище означает «Старый учитель» или «Старый ребенок». Основатель даосизма, автор книги «Дао-дэ-цзин», название которой переводится как «Книга Пути и бла-годати» или «Путь добродетели» или «Книга о силе и действии».

О Лао-цзы мало что известно достоверно: мудрец жил «не оставляя сле-дов», что соответствовало его учению: несколько раз менял имя, много лет провел в безлюдных горах отшельником. Его единственная книга насчитывает всего пять тысяч знаков, но вмещает все самое важное о Пути Вселенной — Дао и его проявлении в мире форм — Дэ. «Дао-дэ-цзин» комментиро-вался бесчисленное количество раз на китайском языке, а число переводов ее на иностранные языки давно перевалило за сотню. К настоящему времени на русском языке существует более десяти переводов этой уникальной книги в поэтической и проза-ической форме.

ЛАПШИН Иван Иванович (1870—1952) — философ, специ-алист по истории философии и теории творчества.

Окончил Петербургский университет. С 1887 г. — доцент, с 1913 по 1922 гт. — профессор этого университета. За труд «Законы мышления и формы познания» в 1906 г. удостоен звания доктора философии минуя степень магистра. В 1922 г. вы-слан из страны. Профессор Русского юридического факультета в Праге. Основные работы: «О вселенском чувстве» (СПб, 1911); «Гносеологические исследования» (Пг., 1917); «Философия изобретения и изобретение в фи-лософии (Т. I—II, Пг., 1922) и др. Лапшин развивает критическую философию Канта, по-своему истолковывая некоторые ее момен-ты, в частности в вопросе о возможности применять законы мышления за пределами опыта.

Левкипп

Согласно Лапшину, познаны могут быть лишь объекты с чувственным содержанием, имеющие простран-ственную, временную и иные категориальные формы.

Много внима-ния уделял Лапшин вопросам творчества в различных областях человеческой деятельности. Он создал работы, посвященные литературному, музыкальному творчеству, проблемам научного открытия и воображения.

ЛЕВИ-СТРОСС Клод (р. 1908) — французский этнограф и философ, представитель структуализма. Основное сочинение философской направленности — «Структурная антропология». В своей концепции трансформировал идеи психоанализа, Э.Дюркгейма, Ф.Соссюра. Ле- ви-Стросс называет свою концепцию «сверхрационализмом», синтезом сознательного и бессознательного, разума и опыта. По его мнению, скрытый универсальный прин-цип организации опыта — это структура разума, состоящая из би-нарных оппозиций. Структура разума бессознательна, более того, она никогда не осознавалась человеком, она просто «дана» нам природой и тождественна самой природе. Каждое явление культуры содержит два слоя информации — поверхностный, внешний и глубинный. Соответствие внешнего и внутреннего проявляется в символах. В совре-менных культурах код символической связи в ходе исторического развития утрачен. Современные культуры — это «горячие», дина-мичные культуры. Лишь в «холодных» (традиционных) культурах эта связь сохраняется в ритуа-лах, мифах, системах родства, масках. Леви-Стросс демонстриру-ет свое построение на материале обобщения жизни индейских племен Бразилии. Восстановить утраченный код может только эт-нолог с помощью метода зеркала или бриколажа (удар бильярдного шара отскоком от борта), т. е. обходным путем. Выход из хаоса современной культуры, по Ле- ви-Строссу, — это интеграция «горячих» и «холодных» культур с помощью структурной антропологии — синтетической науки о человеке, объединяющей методы естественных, гуманитарных и социальных наук. В результате человечество получит ключ к разрешению кажущихся неразреши-мыми противоречий с помощью овладения специальной техникой примирения бинарных оппозиций в мифе и обретет утраченную гармонию.

Легизм

ЛЕВКИПП (ок. 500—440 до н. э.) — древнегреческий фило-соф, родоначальник атомизма. Левкипп считается учителем Демокрита. Отделить взгляды Лев- киппа от взглядов Демокрита по-рой невозможно; уже в IV в. до н. э. фрагменты произведений Левкиппа и Демокрита были объ- единены в один корпус. Под именем Левкиппа известен только один фрагмент из книги «Об уме». Предполагают, что Левкиппу принадлежит первенство введения в философию понятия атома (неделимой час-тицы), пустоты, в которой атомы движутся, соединяясь и разъединяясь, учение о детерминизме. Ему принадлежит положение: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛАО-ЦЗЫ:

  1. ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н.э.
  2. ЛАО-ЦЗЫ
  3. КОНФУЦИЙ - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э).
  4. КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.
  5. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), последователь учения Конфуция
  6. 9. Политико-правовые учения Древнего Китая
  7. ДАОСИЗМ
  8. КОНФУЦИЙ
  9. Закончив говорить, начал полоть тяпкой.
  10. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. Переводы Конфуция и цитируемая литература
  12. Передача Знания в традиционной конфуцианской школе. Изображение на стеле
  13. «Учитель не рассуждал о духах»
  14. Гигантская статуя Конфуция в храме Цюйфу, в его родных местах
  15. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ