<<
>>

ЛАВРОВ Петр Лаврович

(1823— 1900) — философ, социолог, теоретик революционного народничества. Главное произведение — «Исторические письма» (1870). Общая направленность философии Лаврова характеризуется антропологизмом и близостью к позитивизму.

За исходную данность принимаются явления сознания. Реальное бытие представлено в том, «что мы сознаем, не находя противоречия при этом сознании ни в самом понятии сознаваемого, ни в группировке вновь сознаваемого с прежде созданным». Вопрос о сущности того, что выходит за пределы сознания — метафизический. Человеческое знание, пройдя одну за другой стадии «народных верований» и «метафи-зического мифа», теперь поднялось на ступень «научных построений». Философия сочетает различные элементы сознания согласно принципам единства и последовательности. Рассматривая человека как соединение «бытия и идеала», философия тем самым способствует совершенствованию личности. Людям «при- рождено лишь стремление к на-слаждению». Сознание развитой личности есть единство познава-тельной, эстетической и этиче-ской сфер.
Ее отличают способ-ность к критическому мышлению и нравственная зрелость. Мораль основывается на принципе личной свободы, которую Лавров принимает как психологический акт, не требующий доказательств. До нравственного сознания поднимается только развитая лич-ность, критичная и способная уважать личное достоинство каждого человека. Предмет социологии — проявления солидарности «между сознательными органи-ческими особями». Общество — это исторически изменяющиеся формы «творчества личностей ввиду их блага». Личность имеет право и обязанность изменять общество соответственно своим идеалам и содействовать тем са-мым прогрессу. Он состоит во всестороннем развитии личности, воплощении «в общественных формах истины и справедли- вости». Под влиянием марксизма Лавров также связывал прогресс с ростом общественного сознания и экономическим фактором.
Там, где действуют развитые личности, история выделяется из антропологии, «культура перерабатывается в цивилизацию». История как наука, по Лаврову, есть «отыскание закона по-следовательности в фазисах развития личности и солидарности между личностями». Метод истории — субъективный, ее понимание зависит от нравственного идеала историка. Чем лучше этот идеал проверен критикой, тем вероятнее, что он — высший из возможных в данное время. Лавров убежден, что двигатели истории — критически мыслящие личности, интеллигенция. Их развитие достигается ценой лишений и труда многих поколений, они в долгу перед народом, человечеством. Содействие народному благу — нравственная обязанность интелли-гента. Социализм отвечает совре-менному идеалу человечества и по-требности всеобщего, справедливого общественного строя. Критически мыслящие личности должны объединиться в партию и способст-вовать революционному преобразованию общества на социалистических началах. В России, считает Лавров, необходимо осуществить революцию на благо народа и посредством народа. Для этого интеллигенция должна разрабатывать на-учную социологию и нести социа-листические идеи в народ. Переходу к социализму благоприятствуют такие особенности страны, как сельская община, артельные союзы, отсутствие у господствующих классов традиций политической организованности. Самодержавие серьезно препятствует революции и должно быть разрушено. Эстетическая сфера личности складывается по мере развития ее творческих возможностей. Бессмертные образы искусства — воплощение в стройной форме «жизненного начала» и идеала ху-дожника. Чтобы стать цивилизующей силой, художник должен выработать в себе источник про-гресса, тогда сквозь его идеал красоты будет «сиять требование истины и справедливости».

Ламетри

ЛАКАТОС Имре (1922— 1974) — философ науки, представитель так называемого постпо-зитивизма. Родился в Венгрии, умер в Англии. Исследовал реальную историю науки для по-строения логики развития научных теорий и процессов их изменения.

По Лакатосу, основной методологической единицей анализа научного знания является «исследовательская программа», структура которой состоит из ряда компонентов. «Жесткое ядро» включает условно неопровергае- мые фундаментальные допущения программы. «Защитный пояс» состоит из вспомогательных гипотез, которые обеспечивают со-хранность «жесткого ядра» от опро-вержений. В случае столкновения с контраргументами он может быть модифицирован или даже полностью заменен. В исследовательской программе есть нормативные правила, указывающие на перспективнее пути дальнейшего исследова-ния («положительная эвристика») и тупиковые, которые следует избегать («негативная эвристика»). В зрелой науке благодаря этим нормативам происходит смена в рамках одной исследовательской программы, обеспечивающей единство и преемственность, связанных теорий. В развитии исследовательской программы Лакатос выделил две стадии — прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии «положительная эвристика» стиму-лирует выдвижение гипотез, расширяющих теоретическое и эмпирическое содержание. В дальнейшем развитие исследовательской про-граммы замедляется, эвристический потенциал постепенно теряется. Возрастает число гипотез, не свя-занных единой теоретической осно-вой, ad hoc гипотез, относящихся к данному случаю. На смену старой исследовательской программе приходит новая.

JIao-Цзы

ЛАМЕТРИ Жюльен Офре де (1709—1751) — французский фило- соф-материалист, естествоиспытатель, врач. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Философия Ламетри -г- первое по-следовательное построение системы механистического материализма. Его книги «Трактат о ду-ше» и «Человек-машина» были публично сожжены. Философский материализм Ламетри считал более древней системой по сравнению со спиритуализмом. Основным источником философии являются опыт и наблюдение. Хотя Ламетри считал, что окончательная природа движения и материи нам неизвестна, он не был агностиком. Во Вселенной существует только одна матери-альная субстанция, высшей формой ее проявления и организации является человек.

Материя обла-дает двумя важнейшими атрибу-тами: протяженностью и движением. Третий атрибут — чувстви-тельность — потенциально присущ всей материи, в организованных телах проявляется актуально. Единственно возможная истинная философия — это философия человеческого тела, основанная на опыте и наблюдении. В теории познания развивал идеи сенсуализма. Человек, считал он, — просвещенная машина, человеческое тело представляет собой чрезвычайно сложный механизм, активным началом которого явля-ется душа. Поскольку способности души зависят от мозга и со-стояния тела, медицина способна лечить не только тело, но дух и нравы. Отличие человека от животного заключается: 1) в более высоком уровне природной организации; 2) в образовании. Однако действие телесных причин может быть парализовано воспитанием, которое сродни дрессировке животных. Врожденным человеку Ламетри считал первичное моральное чувство: не делать другим того, чего не хотели бы, чтобы они сделали нам. Это особый страх, спасительный для вида и индивида. Развитие общества зависит от воспитания и просвещения. Ламетри отвергал компромиссы науки и религии, счи-тая религию социальным злом. Его социально-политическая позиция — просвещенный абсолютизм. Свободу частной собственности и тор-говли понимал как свободу личности.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛАВРОВ Петр Лаврович:

  1. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900
  2. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич
  3. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист
  4. 48. Ранний социализм. Пути русского социализма (А. И. Герцен, П. М. Лавров, П. Н. Ткачев, В. И. Ленин
  5. 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
  6. 25. Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в
  7. НАРОДНИЧЕСТВО
  8. УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  9. УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  10. 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев).Народничество в России, его социально-философские позиции.
  11. 42. Судебная система и полицейские органы в XVIII В
  12. КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  13. Без номеров
  14. ГЛАВА 7.14 СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ
  15. PUBLIC RELATIONS, PR