<<
>>

ЛЕГИЗМ


— одно из направлений социально-философской и политической мысли Древнего Китая. За-рождение легизма относится к VIII—VII вв. до н. э. Термин «ле-гизм» соответствует китайскому «фа цзя» («фа» — «закон», отсюда западный вариант от латинского «1ех» — род.
падеж «legis» — «закон»). Единый государственный закон фа — главная идея философии легизма. Он создается только правителем, который имеет право посту-пать по своему усмотрению и делать то, что считает нужным в каждой конкретной ситуации. С точки зрения легизма, человек по природе порочен и зол; сам термин «природа» («син») часто заменяется понятием «цин» («чувство») и «юй» («устремление»). И природные, и социальные начала в человеке не противоре-чат друг другу, они идентичны. Пра-вителю легче управлять народом не-образованным и бедным, поэтому следует удерживать его в этом состоянии с помощью ведения постоянных войн. Метод управления на-родом базируется на двух составляющих: наградах и наказаниях, причем доминируют последние. Наказания должны быть очень строгими вне зависимости от ве-личины проступка. Каждый человек оценивается по следующим критериям: преданность правите-лю, воинские заслуги и беспрекословное подчинение фа. Благодаря этому он получает должность и ранги знатности. Никто не должен доверять никому, тем более правитель, которому следует поощрять доносительство и бдительно следить за тем, чтобы вся власть была в руках только у него одного. Он должен быть суров и безжалостен. Философия и идеология легизма противопоставлялась конфуцианской, которая почти на всем протяжении истории Китая была гос-подствующей.
Лейбниц
Ленин
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейп- цигском и Йенском университетах. Состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основные философские произве-дения: «Новые опыты о человеческом разуме» (1704); «Теодицея» (1710); «Монадология» (1714) и др. Творчество Лейбница подготовило благоприятные условия для последующего интенсивного развития философии в Германии, связанного с именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философская система Лейбница сложилась как итог многолетней эволюции, в ходе которой он критически переработал идеи Де-мокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В качестве исходных принципов ей служат основные законы логики, которые Лейбниц уточняет и развивает: закон непротиворечия, закон тождества, закон достаточного основания. Все, что не противоречит этим законам, существует или может осуще-ствиться, в том числе и в тех мирах, которые нам недоступны. Известный же нам, т.е. реализовавшийся мир характеризуется «гармонией сущности и существования», или иначе оптимальностью, минимиз- мом средств при максимуме резуль-тата. Таким образом, то, что существует подлинно (а не фиктивно) и чье существование оправданно, прочно и устойчиво, отвечает (и должно отвечать) требованию оптимальности. Однако это требование не вполне выполнимо в мире чувственно-вос- принимаемом, т.е. мире, который мы непосредственно видим, слышим, осязаем. Оно реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», т.е.
в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит, по Лейбницу, из бесчисленных дея-тельных субстанций, первоэлементов — монад, которые нахо-дятся между собой в отношении предустановленной гармонии. В силу этого, развитие каждой из монад согласовано с развитием других и мира в целом. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир («монада— зеркало Вселенной»). К числу особых монад Лейбниц относил души людей. Свое учение о бытии Лейбниц рассматривал в качестве теодицеи, т.е. оправдания Бога (христианского), в частности, ответом на вопрос, почему Бог создал мир таким, каким мы его знаем, а не идеально-совер-шенным. Ответ Лейбница состоял в том, что несмотря на несовершенства, мир является рационально оправданным, стремя-щимся к оптимальности, лучшим из возможных (т. е. логически не-противоречивых), среди которых множество еще более несовершенных. В теории познания Лей-бниц выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и к формуле сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — добавлял: «кроме самого разума». Прирожденные способности к познанию существуют в виде задатков, предрасположенности. В области математики Лейбниц стал одним из первооткрывателей теории математического анализа, инициировал разработку учения о вероятности.
Либидо
ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870—1924) — политический мыслитель, общественный и государственный деятель, философ-марксист. В 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета. За участие в революционном движении студентов был арестован и исключен из университета. В 1891 г. сдал экстерном экзамен в Петербургском уни-верситете. Познакомившись в юно-шестве с работами Чернышевского, Добролюбова и др., а затем с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого русского теоретика-марксиста Г. В. Плеханова, Ленин становится убежденным сторонником марксизма. В 1895 г. объединил в Петербурге марксистские рабочие кружки и создал Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1895 г. арестован и сослан (1897) в Восточную Си-бирь (с. Шушенское). По возвращении из ссылки в 1900 г. уехал за границу. При расколе на II съезде (1903) Российской социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков Ленин встал во главе партии большевиков. В ноябре 1905 г. вернулся из эмиграции в Россию. После поражения революции в 1907 г. снова эмигрировал. В 1909 г. выступил с философской книгой «Материализм и эмпириокритицизм». С 1912 г. руководил редак-цией газеты «Правда». Переехал из Парижа в Краков. Когда началась Первая Мировая война, Ленин был арестован, затем после освобождения выехал в Швейцарию. Во время войны написал книгу «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). В начале апреля 1917 г. Ленин прибыл в Петроград. Выступил за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. После июльских (1917) событий ушел в подполье. Написал книгу «Государство и революция». В начале октября нелегально приехал из Финляндии в Петроград. Разработал конкретный план, по которому проходило Октябрьское вооруженное восста-ние. 24 октября прибыл в Смольный и непосредственно руководил восстанием. На II Всероссийском съезде Советов был избран Совет народных комиссаров, который возглавил Ленин, ставший таким образом первым руководителем Республики Советов. В 1920 г. написал книгу «Детская болезнь «левизны» в коммуниз-ме». Разработал план перехода от политики военного коммунизма к новой экономической политике. В 1922 г. выступил со статьей «О значении воинствующего материализма». Стремясь наметить основные направленна строитель- ства социализма в СССР, написал статьи «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др. В книгах, статьях, устных выступлениях Ленина освещались многие проблемы социальной философии (о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.д.). Он разрабатывал философскую концепцию развития (проблемы противоречия, взаи-мосвязи постепенных и взрывооб- разных скачков, видов отрицания и др.), а также теорию познания (о характере чувственного отражения, роли практики в познании, соотношении абсолютной и относительной истины и т. п.). Исследовал содержание и причины философско-методо- логического кризиса в естествозна-нии начала XX в. и наметил пути выхода из него. В его философских работах имела место политизация философии, следствием которой в последующие годы явилось усиление догматизации марксистско-ле-нинской философии, ее растущая самоизоляция от мировой философской мысли.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛЕГИЗМ:

  1. ЛЕГИЗМ - «Школа закона
  2. 9. Политико-правовые учения Древнего Китая
  3. 2. Специфика формирования философии в Древнем Китае
  4. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. ЛАО-ЦЗЫ
  7. КОНФУЦИЙ - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э).
  8. Логика
  9. 3. Зарождение философии в Древней Элладе
  10. ПОЛИТИКА (греч. politika - государственные и общественные дела
  11. ПОЛИТИКА