<<
>>

ЛЕНИНИЗМ

— идейное течение социологии, политологии и общест-венной практики 20 в., характерное для официальных идеологических систем государств социалистического типа, а также для оппозицион- норадикальных движений, ориен-тированных на силовые процедуры захвата политической власти.

Смысловым ядром Л. выступают сценарии и репертуары установления контроля над ключевыми структурами государственной организации общества в момент наиболее значимого противоборства разновекторных по-литических сил (см., например, работы Ленина "Марксизм и восста-ние", "Советы постороннего" и т. п.). В философской ипостаси Л. сводит глубину теоретических дискуссий к чисто политическим измерениям данных вопросов. Так, полемика Ленина против Богданова в главе 6 книги "Материализм и эмпириокритицизм" являет собой типичный случай Л. Гносеологический анализ Богдановым соотношения и субординации элементов системы "общественное бытие — общественное сознание" ("может ли быть общественное бытие без и вне общественного созна-ния" — по Богданову) Ленин свел к чисто идеологическому ракурсу проблемы, обвиняя Богданова в идеализме, несовместимом с материализмом диалектического толка, с социал-де- мократизмом и с преданностью идеалам освобождения России.

А.

А. Грицанов

ЛЕНЧИЦКИЙ Николай (1574— 1653) — религиозный деятель Беларуси. Учился в Вильне. После пере-хода из православия в католицизм продолжил образование в Римском коллегиуме иезуитов (1593—1601). Был профессором Виленской иезуитской академии, преподавал канони-ческое право в Несвижском коллегиуме, работал в др. учебных заведениях. Путь к повышению уровня образова-ния видел в объединении учебных заведений разных конфессий на прин-ципах веротерпимости. В его работах рассматриваются в основном морально-религиозные проблемы: "О правильно прожитой юности", "Об управлении человеческими чув-ствами", "О праведной любви к Богу и небожителям" (переведена на не-мецкий, французский, английский, польский и др.

языки) и др. В 1650 в Антверпене издано двухтомное собрание его сочинений.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

Леонтьев 551

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903—1979) — советский психолог, профессор (1932), доктор педагоги-ческих наук (1941), академик АПН РСФСР (1950), основатель (1965) и декан психологического факультета Московского университета (по 1979). Академик Академии педагогических наук СССР. Почетный член Вен-герской Академии наук, почетный доктор Парижского и Будапештского университетов, почетный член Итальянской психологической ассо-циации, президент Общества психологов СССР, президент, позже член Исполкома Международного союза научной психологии. Лауреат Ле-нинской премии (1963). Основные сочинения: "Развитие памяти" (1931), "Очерк развития психики" (1947), "Очерки психологии детей" (1950), "Проблемы развития психики" (1959), "Деятельность. Сознание. Личность" (1975) и др. Экспериментальные и теоретические работы Л. посвящены проблемам общей, детской и возрастной, педагогической психологии, патопсихологии, социальной и инже-нерной психологии, зоопсихологии. Л. исследовал проблему генезиса психики, ее биологической эволю-ции и общественно-исторического развития. Выдвинул гипотезу о воз-никновении чувствительности в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в вещно-оформленной среде. Формирование элементарных форм психики, по Л., обусловливается в значительной степени изменением условий существования и характера жизнедеятельности организмов. Эле-ментарная чувствительность проявляется в реакциях, ориентирующих организм на витально-безразличные, но тесно связанные с жизненноз- начимыми свойствами факторы ок-ружающей среды. Возникновение чувствительности, появление ориен-тировочных реакций возможны лишь в условиях активного действия в поисковой ситуации. Л. разработал новую периодизацию стадий развития психики в ходе биологической эво-люции, выделив сенсорную психику, перцептивную психику, интеллекту-альное поведение и дав характеристику каждой из этих стадий.

Ключевыми понятиями анализа закономерностей развития психики Л. считал по-нятия "жизнь", "жизнедеятельность" и "деятельность". На основе деятель- ностного подхода Л. разработал кон- кретно-психологическую теорию со-знания человека. Необходимость возникновения сознания, по Л., фор-мируется лишь в контексте продук-тивной деятельности (изготовление вещи по образцу или ее изображе-ние), требующей сопоставления име-ющегося у человека представления с этапами его реализации в продукте ("внутреннее примеривание"). Это сопоставление требует, чтобы пред-ставление выступало для человека в одной плоскости с предметным ми- ром, не сливаясь однако с ним, чтобы человек мог действовать с образом, прежде чем он начнет действовать с предметом. Л. дал психологическое обоснование принципу единства сознания и деятельности, согласно которому источником бытийных (т. е. поддающихся объективации) характеристик сознания является человеческое действие, обладающее биодинамической и чувственной тканью. Двумя главными образую-щими сознания Л. считал смысл и значение. Понятие смысла, по Л., выражает укорененность индивиду-ального познания в бытии человека, а понятие значения — подключен- ность этого сознания к общественному сознанию. Л. выдвинул положение о формировании в психике особой интегральной структуры амодально- го характера — "образа мира" как условия адекватного восприятия и отдельного предмета и предметного мира в целом.

Е. В. Петушкова

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831 —1891) — русский мыслитель, писатель и публицист: ведущий идеолог панславизма. По окончании медицинского факультета Московско-го университета принимал участие в Крымской войне 1853—1856 в качестве военного медика. В 1863— 1873 — на дипломатической службе (консул в различных греческих городах). За три месяца до смерти тайно постригся в монахи. Своим учителем Л. называл Данилевского, но все творчество Л. свидетельствует о нем как о самостоятельном и оригиналь-ном мыслителе, "предшественнике Ницше" (Бердяев). В философии Л.

центральное место отведено двум принципам: личному Православию (религиозности) и эстетизму (дохо-дящему до принципиального амора-лизма), которые тесно переплетены и взаимно обусловлены. Зеньков- ский указывал на религиозность как единственный принцип философии Л. Ярко выраженная консервативность и реакционность взглядов Л. коренится в его "катастрофическом чувстве жизни" (Бердяев; ср. с поня-тием "трагического чувства жизни" у Унамуно), в натуралистическом и апокалиптическом понимании истории. Историософия, антропология и политические доктрины Л. покоятся на принятии за истину"космического закона разложения" всего существующего. В Истории этот закон выражен в "триедином процессе" развития любого общества, которое проходит три стадии суще-ствования: первичной простоты; цветущей сложности (апогея, полноты развития); вторичного смесительного упрощения (всеобщей нивелиров-ки и как следствие — смерти). Это — естественный ход вещей, который человек не может изменить: история фаталистична, в ней нет места чело-веческой свободе и активности. Ант-ропология Л. отрицает веру в земного Человека, в идеальное, самостоятельное, автономическое достоинство лица, которому поклоняются в Европе с конца 18 в. "Свободный индивидуа-лизм" и "атомизм" губят современную культуру, ибо наивный и покорный авторитетам человек оказывается... ближе к истине, чем самоуверенный и заносчивый человек". Человек должен смириться с ходом истории и может искать только личного спасения, быть "трансцендентным эго-истом", т. е. заботиться о своем по-смертном существовании: не истины искал Л. в христианстве и вере, а только спасения (В. С. Соловьев), которое основано на страхе Божием, на вере в загробную жизнь, на монашеском послушании и аскезе: "хрис-тианству мы должны помогать... из трансцендентного эгоизма, по страху загробного суда...". Европейская культура, оцененная Л. как культура мещанства и либерализма, отрывает человека, по Л., от пути личного спасения, предлагая программы обустройства земной жизни, уничи-жительные идеи всеобщего равенства, благополучия и сытости.
Л. испытывает эстетическое отвращение к буржуазно-мещанской культуре Европы 19 в., с ее культом мелочности, безликости и серости. Но от Европы уже нечего ждать — в конце 18 в. она вступила в стадию вторичного упростительного смешения: "Нынешний прогресс не есть процесс развития: он есть процесс вто-ричного, смесительного упрощения, процесс разложения". "Цветущей сложности", как кажется Л., можно ожидать в современной культуре от России, где возможен расцвет за счет "византизма" — организационного принципа общества: могучей монар-хистской государственности, жесткой сословной иерархии, строгой церковности византийско-монашес- кого типа (которую Л. противопос-тавлял модернизированному хрис-тианству Хомякова и Л. Толстого). "Византизм" способен задержать Россию, а с ее помощью и все славянство, от вступления на путь либе- рально-эгалитарного прогресса, который разъедает уже Европу и начал проникать в Россию. К концу жизни Л. разуверился в возможности России стать благодатной почвой для "византизма", стал пророчествовать кровавые социальные революции и приход царства антихриста. Социально-политические взгляды Л. проникнуты тем же духом натурализ-ма и пессимизма (с изрядной долей трезвого политического анализа), что и его философия. Л. выступает за сильное и жестокое монархическое государство: богоносным русский народ станет, когда "при меньшей свободе, при меньших порывах к равенству прав будет больше серьезности и достоинства в смирении". Государственный строй, как и исто-рия, не поддается этической оценке: в социальной видимой "неправде" и таится невидимая социальная истина общественного здравия, которой безнаказанно нельзя противо-речить даже во имя самых добрых и сострадательных чувств. Мораль, по Л., имеет свою сферу и свои пре-делы. В этом весь принципиальный аморализм Л.: существует дуализм личной морали (с приматом религи-озности, смирения, аскезы, любви, сопровождаемой страхом Божиим) и общественной (с приматом эстети-ческого критерия, с ценностями мощи и красоты).
Европейская культура смешала эти представления, она вторглась в общественную мораль с этическими идеями всеобщего равенства, любви и блага, разрушила и секуляризовала личную мораль политическими проповедями либе-рализма, мещанства и прогресса. Истины и справедливости на земле достичь нельзя — это убьет саму жизнь, красоту, которая суть выра-жение контраста и борьбы между разнополярными сущностями. Твор-чество Л. оценивается по-разному. Бердяев, например, писал, что "следовать за Л. нельзя, его последователи делаются отвратительными", однако признавал, что Л. нельзя отказать в остроте и радикализме мысли, а часто и в исторической проницательности. Основные работы: "Византизм и славянство" (1875); "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения" (1872—1884, не завершена, опубликована в 1912); "Восток, Россия и славянство" (тт. 1—2, 1885—1886) и др. (В 1912—1913 вышло собрание сочинений Л. в 9 томах) Д. К. Безнюк

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797—1871) — французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина "социализм". Основные сочинения: "Равенство" (1838); "О человечестве, его принципах и его будущем" (тт. 1— 2, 1840) и др. Л. разработал ориги-нальную концепцию "христианского социализма", сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с по-пыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и соци-альное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились им как результат трансформирующего мессианстского воздействия на людей эклектической "религии челове-чества". По мысли JI., в основе по-следней ведущую роль должны были исполнять те компоненты философии пифагореизма и "атеистической религии" буддизма, которые были ориентированы на гармонизацию от-ношений человека и мира, человека и человека. По Л., католицизм и социализм являются принципиально несовместимыми. После бонапар-тистского переворота во Франции (1852) — в изгнании.

А. А. Грицанов

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эф- раим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, кри- тик, основатель национального не-мецкого театра. Общим направлени-ем эстетики JI-, статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требо-вание реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важ-ным в интеллектуальной реформе JI. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматур-гии" (1767—1768) JI. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Самп- сон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драма-тического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятель-ности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным рефор-матором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", Л. выступил ярким противником классицизма и феодаль- но-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения дей-ствительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произ-ведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои до-вольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, фи-лософское мировоззрение Л. пред-ставляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качест-ве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под назва-нием "О действительности вещей вне Бога" Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть ника-кого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иро-низировал над лейбницевской гар-монией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстан-ции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубли-ковавшего в 1785 в "Письмах Мен-дельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завя-залась переписка, она была опубли-кована, вызвала многочисленные от-клики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философ-ским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание человеческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чер-нышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это без сомнения был Л. — крупнейший представи-тель радикального крыла немецкого Просвещения".

Т. Г. Румянцева

ЛЕСЬНЕВСКИЙ (Lesnewski) Станислав (1886—1939) — польский логик, представитель львовско-вар- шавской школы аналитической фи-лософии. С 1919 — профессор Вар-шавского университета. Погиб во время второй мировой войны. Основные сочинения: "Логические рассуж-дения" (1913), "Является ли класс класса, не подчиненный себе, подчи-ненным себе" (1914), "Основы общей теории множеств" (1916), "Об основаниях математики" (1928—1931), "Основные черты новой системы ос-нований математики" (1929), "Об основаниях онтологии" (1930) и др. Л. разработал специфическое исчисле-ние имен, названное им "онтологи-ей". Основывается данное исчисление на прототетике — классическом (двухзначном) исчислении высказы-ваний, в котором имеются кванторы по пропозициональным переменным. Образуется "онтология" с добавлени-ем одного нового термина — логической константы "есть" (польск. "jest"), одной аксиомы, задающей атомарные высказывания системы, и не-скольких правил вывода. В свою очередь такая "онтология" служит основой для "мереологии", рассмат-ривающей отношения части и целого. По замечанию Френкеля и Бар- Хилела, онтология и мереология представляют собой метод, альтер-нативный теории множеств "в деле обоснования математики", возмож-ности которого до конца еще не вы-явлены. В онтологии Л. встречается только один сорт именной синтакси-ческой категории: А, В, С, Д,... Основным термином служит логическая константа "...есть...", которая представляет собой образующий вы-сказывание функтор от двух имен-ных аргументов, принадлежащих одной синтаксической категории. Данный функтор формирует атомарные высказывания вида "А есть В". В свою очередь из атомарных выска-

Лесьневскнй 553 зываний образуются сложные выражения посредством квантификации именных переменных и добавления функторов исчисления высказыва-ний (конъюнкции, дизъюнкции, им-пликации, отрицания) по атомарным предложениям. Необходимое условие истинности атомарного высказывания состоит в том, что его субъект должен быть именем собственным, которое обозначает некий денотат. В случае субъекта с нулевым объемом или объемом, превышающим одного индивида,атомарное предложение считается ложным. В процессе анализа смысла связки "есть" Л. выделил 6 исходных тезисов, из которых можно вывести все определения, касающиеся этой связки: (1) некоторое а есть b тогда и только тогда, когда для некоторого X "X есть а и X есть Ь"; (2) если А есть Ь, то А есть объект; (3) каждое а есть b тогда и только тогда, когда "некоторый объект есть а, и для всякого X, если X есть а, то X есть Ь"; (4) А является тем же объектом, что и В тогда и только тогда, когда "А есть В и В есть А"; (5) самое большее один объект есть а тогда и только тогда, когда при всех А и В, если А есть а, а также В есть а, то А есть тот же объект, что и В; (6) А есть а тогда и только тогда, когда "каждое А есть а и самое большее один объект есть А". В этих основополагающих определениях заглавные буквы выражают единичные имена, прописные — единичные и общие. Из данных тезисов вытекает един-ственная аксиома онтологии Л.: "А есть В тождественно тому, что существует С, такое, что С есть А, и для всех С и для всех Д из того, что С есть А и Д есть А следует, что С есть Д, и для всех С если С есть А, то С есть В". Преимуществом онто-логии Л., выгодно отличающим ее от других неэлементарных систем, является то обстоятельство, что в ней невозможно сформулировать ни од-ного рассуждения, приводящего к логическим антиномиям. Исчисление Л. также выгодно отличается от остальных формальных методов, несущих функции общей семантики. И логический атомизм Рассела, и те-ория описания состояний Карнапа предполагают существование таких внелогических отношений, которые невозможно полностью логически структурировать, но тем не менее без них нельзя обойтись в формальных теориях. В противоположность это-му онтология Л. основывается только на синкатегорематических единицах (логических константах), а ее утверждения общезначимы для всего предметного мира. В этом смысле Л. придерживается радикального номинализма — использует в фор-мальном методе сугубо логические отношения, не считая нужным вво-дить какие бы то ни было онтологические допущения или относительно существования предметов, или отно-сительно существования свойств. Для неэлементарной онтологии Л. построил особую логическую метатеорию — теорию семантических кате-горий, которая впоследствии стала называться теорией синтаксических категорий. Данную теорию Л. намеревался использовать в качестве ме- татеоретического органона всех де-дуктивных наук, при этом созданное им разветвленное исчисление имен должно было выполнять роль логической теории "позитивной" фило-софии. Метод исчисления имен Л. является наиболее перспективной формальной теорией и, в то же время, наименее изученной. Самой леген-дарной фигурой львовско-варшав- ской школы, безусловно, остается Л., работы которого до сих пор недооценены в полной мере.

А. Н. Шуман

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛЕНИНИЗМ:

  1. ЛЕНИНИЗМ
  2. МАРКСИЗМ - ЛЕНИНИЗМ
  3. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
  4. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  5. НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
  6. НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
  7. АТЕИЗМ
  8. АПОЛОГЕТИКА
  9. СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович (1879-1953
  10. IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 1
  11. РУИНЫ
  12. 63. Cоциалистическое право: его источники и особенности
  13. ОТЧУЖДЕНИЕ
  14. НЕОМАРКСИЗМ
  15. МАРКСИЗМ