<<
>>

ЛЕВКИПП

Диоген Лаэртский X, 13: Эпикур утверждает, как и Гермарх, что не было никакого философа Левкиппа, о котором некоторые говорят (в том числе эпикуреец Аполлодор), что он был учителем Демокрита.

Лактанций.

Лспкиппом был научен Д, который оставил эту глупость в наследство Эпикуру... буквы имеют различные формы, таковы, но его словам, и эти первотела, так как они то шероховатые, то крючковатые, то гладкие. Следовательно, они могут быть рассечены и разрезаны, поскольку в них есть части, которые торчат. Если же принять, что они гладкие и на них нет крючков, то они не смогут зацепляться друг за друга. Итак, для того чтобы они зацеплялись друг за друга, необходимо, чтобы на них были крючки. Но если, как о них говорят, они так малы, что не могут быть рассечены никаким железным лезвием, то каким образом они могут иметь крючки и углы? Ведь если они имеются, то их неизбежно можно отделить.

Аристотель. О небе III, 2: Вот почему, когда Демокрит и Левкипп заявляют, что первотела вечно движутся в пустоте и бесконечности, они должны были бы сказать, что это за движение и каково природное движение тел.

Симппикий, комм.

583,20: Они утверждали, что те тела, которые они считают первотелами, т. е. атомы, всегда движутся в бесконечной пустоте в силу внешнего воздействия.

79

Аристотель. Метафизика 1,4'- Левкипп и его товарищ Демокрит... что касается движения, откуда и как оно происходит в существующем, так же легкомысленно оставили [без ответа] этот вопрос, подобно другим.

Александр, комм. 36,21: Аристотель говорит о Л. и Д.: они утверждают, «что атомы движутся, потому что сшибаются и ударяются друг о друга, но откуда начало природного движения, они не говорят. В самом деле, движение, вызванное ударом одного тела о другое, не есть природное движение, [а движение] в силу внешнего воздействия, нторичное по сравне-нию с природным.

Аристотель.

Метафизика XII, 6: Однако, если [принять то], что говорят богословы, считающие матерью всего ночь, или то, что говорят естествоиспытатели, утверждающие, что «все вещи были вместе», получается та же неразрешимая [задача]. Как [вещь] придет в движение, если не будет никакой реально действующей причины? Ведь не может древесный материал двигать сам себя, но [его движет] плотничье искусство; [точно так же не могут приводить себя в движение] месячные истечения или земля, но [их движут] семя человеческое или семена растений. По этой же причине некоторые рассматривают «вечно» в актуальном смысле, как, например, Левкипп и Платон. В самом деле, они говорят, что движение вечно. Однако, почему оно и каково оно, они не говорят и не указывают причины, почему оно происходит [один раз] так, [другой раз] иначе... О том, что действие предшествует [пассивному состоянию], свидетельствует Анаксагор ...и те, которые говорят, что движение вечно, как, например, Левкипп.

Александр, комм. 690,28: Вот почему некоторые, стремясь избежать этих нелепых [следствий], делают актуальное предшествующим потенциальному, как, например, Левкипп и Платон, а этим актуальным де80

лают движение: в самом деле, Левкипп и Платон считали движение вечным... причем Л. утверждал, что атомы движутся в пустоте бесконечное время. Но они показывали только, что движение — это актуальное действие, но почему движение существует актуально, что это за движение — по кругу ли или какое-либо другое — и почему одно движется так, а другое так, — о причине этого они не говорят. Если, как было показано, нечто должно существовать вечно, надо было указать причину, почему, например, неподвижная звезда движется с востока на запад, а блуждающие [планеты] в обратном направлении: ведь то, что движется, не движется как попало.

Диоген Лаэртский IX 30. Мнение его было, что Вселенная беспредельна, что в ней все переменяется одно в одно, что она есть пустота и полнота. Миры возникают тогда, когда тела впадают в пустоту и прилегают друг к другу; и от движения их по мере их возрастания возникает природа светил. Солнце движется по большему кругу, чем луна; земля держится в самой точке вихря, а видом она, как бубен. Это он первым принял атомы за начала.

(Пер.М. Л. Гаспарова)

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме ЛЕВКИПП:

  1. ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ
  2. АТОМИСТЫОсновная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?
  3. ЛАО-ЦЗЫ
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. Из НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ЧТО-ЛИБО(ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ
  6. Пифагорейская школа
  7. «НЕПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЮ» и «плотность»АТОМОВ
  8. МАТЕРИЯ и ФОРМА АТОМОВ
  9. Оглавление
  10. ДЕМОКРАТИЯ
  11. ДЕМОКРИТ
  12. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ