<<
>>

ЛИБЕРАЛИЗМ

(лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, полити-ческой и др.

сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие Л. связано с классическими теориями английских политэконо-мов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в эко-номику. Л. выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообра-зование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и полити-ческих мыслителей 17—18 вв.
В 17 в. критические философские взгляды Декарта, Милтона и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на ре-лигию, на право и т. д. предопределили характер развития либеральных идей в Европе. Немаловажную роль сыграло и протестантско-рефор- маторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания. Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капита-листического производства. Буржу-азные революции в Англии и Франции 17—18 вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению приви-легий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного класса — буржуазии.
С возникновением этого класса начинается пери-од развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в Л. Последний увидел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе. Идеи античных мыслителей и их последователей о естественных правах индивида, о правовом государстве — конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законо-дательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо Л. Главным принципом Л. является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, — писал Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, орга-низовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать возна-граждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государст-венного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества. Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Последовательными сторонниками подобных взглядов являлись Юм, Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Монтескье, Кондорсе и др. Идеи естественного права нашли свое отражение в американской Дек-ларации независимости (1776), во французской Декларации прав чело-века и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека. Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Моральная дилемма отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители, была впервые осмыслена в контексте современного ему общества Смитом. Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа.
В свободной конкуренции ко-рыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, социального порядка и общественного блага. Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и процветанию. В труде "Богатство народов..." Смит высказывает мысль о том, что рынок регулируется самостоятельно в про-цессе конкуренции частных товаро-производителей, и через него лежит путь к экономическому росту и изобилию. Д. Рикардо (1772—1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению. Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвес-тируемого капитала. Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для развития. В "Трактате по политической экономии"(1803) Ж. Б.Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть дефицита и избытка товаров. Если в одной отрасли эконо-мики возникает перепроизводство, а в других — недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и увеличение в других заставляет пред-принимателей искать способы к исправлению положения. Люди про-изводят товары для обмена. Таким образом само производство порождает спрос и не может не удовлетворять его. Бентам, Милль и др. были сторонниками создания социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства. По мнению Бентама и его последователей, такая социальная система способна максимально увеличить всеобщее благосостояние и распределить его по возможности справедливее. Утилитаристская фи-лософия Бентама значительно отличается от классических либеральных взглядов 18 в., провозглашавших свободу индивида как конечную цель общественной политики. Он увидел возможности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивида может способствовать благосостоянию. Возможно, например, что действия преследую-щего личные цели человека может повредить другому и таким образом ограничить его свободу.
К тому же человеческое общество организовано созданными самими же людьми социальными институтами. Сознатель-ная деятельность людей может способствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее. Таким образом, клас-сический Л. через утилитаризм Бентама допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага. Экономический Л. выступает за свободу предприни-' мательской деятельности, право ча-стной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в эко-номическую деятельность индивидов. Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов эконо-мической деятельности, а помогало им. Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддер- живать тех, кто взял на себя ответст-венность и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату. Если ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать про-мышленные или коммерческие пред-приятия, едва ли можно говорить о либеральной экономике вообще. JI. стремится максимально ограничить вмешательство государства в экономику и видит основными субъектами экономической жизни частные лица. Политический JI. признает за гражданами право на участие в госу-дарственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государствен-ной власти, а также право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии. Гражданам гарантиро-ваны свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства. Хотя политический JI. и связан с идеей демократического государства, ли-беральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. Неоклассическая либеральная экономическая теория, появившаяся в конце 19 в., нашла свое логическое обоснование в концепции чистой капиталистической экономики JI.
Вальраса (1834—1910). Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и по-литических реальностей и рассматривать исключительно проблемы производства и распределения ресур-сов. Однако теоретически концепция Вальраса не смогла объяснить неустойчивое развитие капитализма в период между двумя мировыми войнами. Крупнейший английский экономист и политический деятель Дж. М. Кейнс (1883—1946) восполнил этот пробел и предложил новую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, чтобы капиталистическая экономика функ-ционировала эффективно. Кейнс яв-ляется сторонником активной роли государства в сфере финансов, полагая что внимание государства к расходам правительства, налоговой системе, внешнему долгу, а также к поддержанию равного соотношения между накоплениями и расходами может содействовать стабилизации цен и экономики. В послевоенное время в экономических теориях утверждается взгляд, согласно которому государство путем создания расходной части бюджета и налогообложения может добиться устойчивости экономики и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице. Последо-ватели Кейнса также признают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики. Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, А. Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство госу-дарства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма. По их мнению, подлинного капитализма еще нет, он появится лишь тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным. Капиталистическая экономика, в основе которой лежит конкуренция, саморегулируется под действием закона спроса и предложения. Таким образом, вмешательство государства в экономику должно ограничиваться уважением законов функционирования капитализма. Л. является осознанной аль-тернативой авторитарно-марксистским взглядам на государство и его роль в экономической и политической жизни общества. (См. также Ка-питализм, Демократический капи-тализм, Новак, Буржуазия.)

В. С. Тарасов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛИБЕРАЛИЗМ:

  1. ЛИБЕРАЛИЗМ
  2. 56. Немецкий либерализм
  3. ЛИБЕРАЛИЗМ
  4. ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis - свободный
  5. 4 . Кризис классического либерализма и новые модели солидарности
  6. 24. Либерализм во Франции и Англии первой половины XIX в. Утилитаризм И. Бентама
  7. Джон Локк
  8. 47. Неоконсерватизм и неолиберализм
  9. Чудесный кабинет доктора Калигари
  10. Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРАЗАДАНИЯ
  11. Краеугольный камень европейской экономики
  12. ДЖОН ЛОКК.
  13. 2.1. Рынок и государство: их взаимодействие
  14. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (вхо- дигв ионийскую философию
  15. СОЦИАЛИЗМ