<<
>>

ЛИБИДО

(лат. libido — желание, влечение, стремление) — понятие, употребляемое для обозначения по-лового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение.

В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, соб-ственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (плато-ническая), когда появляются эротические чувства и первые идеа-лизируемые объекты влюбленности; в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сек-суальной разрядке; г) собственно сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма; д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются нали-чием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селектив-ностью, относительно полноценной реализацией и определенным кон-тролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени.
2) Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце 19 в. немецким психиатром А. Моллем и др. 3) Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, про-являющаяся в непосредственных и символических формах; сексуаль-

Лившиц 555

ная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих значениях понятие Л. употреблялось в классическом психоанализе Фрейда, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции Л. у Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л., как энергия (энергетическая основа) эроса, присутствует во всех субстанциях орга-низма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах.

Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по Фрейду, являются противоположные по на-правленности Объект-Л. (объектное Л.), т. е. Л., ориентированное на ка-кой-либо внешний объект и "привязанное" к нему, и Субъект-Л. (Л.-Я, Эго-Л., Я-Л., нарциссическое Л.), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентаций и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л. как количественно измеряемой энергии осуществляются, по Фрейду, вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л.: от элементарных физиологических актов до творчества. 4) В аналитической психологии Юнга понятие Л. употреблялось преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т. е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту.

В. И. Овчаренко

ЛИВШИЦ Гилер Маркович (Мор- духович) (1909—1983) — белорусский историк и философ. Доктор исторических наук (1961) и доктор философских наук (1977), профессор (1962). Заслуженный деятель науки БССР (1979). Окончил Минский педагогический институт (1934). Специалист в области древней и средневековой истории и философии; преподавал историю древнего мира и средних веков в Белгосуниверситете и других вузах Минска. Основные сочинения: "Классики марксизма-ленинизма о религии" (1951); "Классовая борьба в Иудее и восстание против Рима" (1957); "Кумранские рукописи и их историческое значение" (1959); "Атеизм в древности и средние века" (1959); "Социально-политическая борьба в Риме 60-х годов 1 в. до н. э. и заго- вор Катилины" (1960); "Религия и церковь в прошлом и настоящем" (1961); "Происхождение и реакционная сущность иудаизма" (1962); "Что такое "Священные книги" (1962); "Происхождение и сущность иудейских и христианских религиозных праздников" (1963); "Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря" (1967); "Очерки историографии Библии и раннего христианства" (1970); "Свободомыслие и атеизм в древности и средние века" (1973); "Свободомыслие и материалистическая философия в Западной Европе (вторая половина 17 в.)" (1975); "Французские просветители 18 века о религии и церкви" (1976); "Атеизм Людвига Фейербаха" (1978); "Реформационное движение в Чехии и Германии" (1978); "Атеизм русских революционных демократов" (1979); "Религия и церковь в истории общества" (1980); "Критика идеализма и религии в трудах Г.

В. Плеханова" (1981); "Критика В. И. Лениным идеализма и религии" (1983); "Критика идеализма и религии" (1984); "Критика идеализма и религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса" (1984), а также более ста научных статей. Л. занимался исследова-ниями историко-философского и ис- торико-религиозного характера. В принесшей ему широкую научную известность монографии "Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря" на основе изу-чения апокрифических источников (см. Апокрифы) и историко-культурного материала предложил оригиналь-ную интерпретацию социокультурных факторов генезиса христианства. Л. исследованы пути взаимодействия иудейской и древневосточных религий (ассирийской, вавилонской, египет-ской), выявлены механизмы влияния иудаизма, античной и эллинистической философии на христианство. Ряд монографий Л. посвящен историко-философской проблематике (анализ концепций И. Дицгена, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга, Фейербаха и др.).

Я. С.Щекин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛИБИДО:

  1. ЛИБИДО
  2. IV. ВНУШЕНИЕ И ЛИБИДО
  3. 1. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГЕНИТАЛЬНОГО ОБЪЕКТНОГО ЛИБИДО
  4. ЛИБИДО (лат. libido - желание, влечение, стремление
  5. ИНТРАВЕРСИЯ, интравертированность
  6. СУБЛИМАЦИЯ (лат sublimare — возвышать, возвеличивать
  7. ФИКСАЦИЯ (лат. fixus - твердый, нерушимый, крепкий
  8. ДЕСИГНАТ
  9. СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ
  10. КАТЕКСИС (англ. неологизм cathexis - количество энергии
  11. КАТЕКСИС
  12. ДЕСИГНАТ
  13. 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ВОЗДЕРЖАНИЯ