<<
>>

ЛИЧНОСТЬ


— отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле- вых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре.
В отличие от понятия индивида, ко-торое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответ-ственности, поступка как действия сообразно свободно принятому ре-шению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор саморегуляции об-щественного организма. Личность в философии исследу-ется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии личность — это системное качество, приобре-тенное индивидом в процессе дея-тельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В соци-альной психологии личность рас-сматривается со стороны ее взаи-моотношений с социальной группой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как опреде-ленной целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и «ка-заться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования — есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой концепции личности, исследующей воз-можности человеческой способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М. Кун, Ч. Кули в социальной психологии), не существует «че-ловека вообще». Существуют лишь явления, «роли». Человек всегда проявляет свои потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных социальных взаимодействиях. Человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает со-знательно принятого на себя актерства, одевания «маски». В рамках теории ролей личность
в каждой конкретной роли проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм, фактически выступая сторонником дан-ной концепции, расширяет группо-вой интерес до классового и обще-социального, что делает невозмож-ной безболезненную смену ролей для личности, обессмысливается само понятие роли. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным механиз-мом социальной регуляции. В ситуа-ции выхода за рамки роли актуали-зируются другое качества личности — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность. Личность в данном случае проявляет себя не как носитель общих норм, ценностей; не как индивид, но как индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (А. Мас- лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление чело-века к самовыражению. В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение, понима-емое как субъект-субъектное от-ношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с абсо-лютными ценностями и их носителем — абсолютной Лично-стью). В философии марксизма присутствуют элементы понима-ния личности как самопроективного процесса, однако ее развитие неотделимо от реального из-менения социальных отношений и обязательно воплощается в нор-мативном социальном поведении.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛИЧНОСТЬ:

  1. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности
  2. Познышев С.В.. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вооб-ще и об изучении личности преступника в частности, 2007
  3. 11. УВАЖЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
  4. 3. Какие документы считаются удостоверяющими личность гражданина? Может ли сотрудник милиции при проверке документов, удостоверяющих личность, настаивать, чтобы ему предъявили именно внутренний паспорт гражданина РФ?
  5. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ
  6. Личность в истории
  7. Личность в обществе
  8. АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  9. Личность и Я
  10. 78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  11. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  12. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  13. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ
  14. Как стать личностью