<<
>>

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(философия обыденного языка, философия линг-вистического анализа) — течение аналитической философии, сторонники которого усматривают корни традиционных философских проблем в способах повседневного речевого общения и за-нимаются его исследованием в целях прояснения данных проблем, а также углубления знаний о языке.

Сложилось к середине XX в. и получило распростране-ние в Великобритании и отчасти в США. Основополагающими для лингвистической философии стали идеи Дж. Мура и Л. Витгенштейна, продолженные в работах Дж. Остина, Г.Райла, П.Ф.Стро- сона, Д.Уиздома, Р. Хеара и др. Мур, следуя «философии здравого смысла», рассматривает обиходные выражения и сознательно использует их для опровержения философских парадоксов. В изучении языка морали он видит ключ к ее пониманию. Витгенштейн считает, что метафизические трудности — псевдопроблемы разума, завороженного словом; их устранение посредством лингвистического анализа — истинная задача философии. По мнению позднего Витгенштейна, языковые смыслы обусловливаются ситуацией общения, соединения речи с делом по определенным правилам, в виде «языковой игры».
В каждой «форме жизни» эти «игры» различны, не могут быть охвачены одним понятием, а представляются описательно, по принципу «семейного сходства», через выяв-ление совпадающих признаков. Остин создал теорию «речевых актов», показывая, что речь характеризуется: 1) в локутивном акте (говорения как такового) значением, истинным или ложным; 2) в иллокутивном акте (осуществления той или иной языковой функции — описания, вопроса, предупреждения, обещания, приказа, клятвы, приговора и проч.) способом воздействия; 3) в перлокутивном акте (целенаправленно вызываемых изменениях сознания и поведения людей, к которым обращена речь) результатом воздействия. Уиздом сближает линг-вистическую философию с психоа-нализом, полагая, что осмысление высказываний о материальном и идеальном, выявляющее их истоки в бессознательном, поможет провести терапию, избавляющую интеллект от «заболевания философией».
Хеар анализирует моральное суждение, отмечая его практическую направленность, наличие в нем оценки с самообязывающим предписанием, побуждающим к выбору целей действия и средств их достижения. Такое предписание универсально, поскольку общезначимо и едино для различных ситуаций и разных людей. В целом лингвистическая фило-софия значительно расширяет понимание языка как фундамен-тального способа человеческого существования.

JIuomap

Личность

ЛИОТАР Жан-Франсуа (1924— 1998) — французский фи-лософ, представитель философии постмодернизма. Принадлежал к левомарксистской группе «Социализм или варварство», увлекался феноменологией. Вместе с Ж. Дер- ридой основал Международный философский колледж. Автор работ «Дискурсы, фигуры» (1971), «Ситуация постмодерна» (1979), «Спор» (1983). Широкую известность Лиотару принес цикл работ, посвященных постмодернизму. Отличительным признаком эпохи постмодерна, по Лиотару, является недоверие в отношении метарассказов, т. е. в отношении объяснительных систем, служащих для «самооправдания буржуазного общества» и навязываемых властью. Европейская культура прошла через христианство, эмансипацию, социализм, техно- логию как различные способы осуществления диктата одного, единст-венного повествования над всеми типами множественных повествований. Современная культура представляет собой множество разнооб-разных взаимонесоизмеримых языковых игр. Любой субъект социальной системы способен произносить «хорошие» высказывания всех ти-пов (денотативные, прескрептив- ные, перформативные), т. е. обладает равной компетенцией. Эпоха постмодерна, оттачивая чувствительность людей к различиям языковых игр, усиливает способность человека выносить их взаимонесоиз-меримость. Особое внимание Лиота- ра привлекает факт институциализа- ции любой заранее определенной позиции, в том числе и институциали- зация «великого отказа» от «классической культурной традиции» искусством авангарда. Институции накла-дывают ограничения на правила игры, побуждая автора высказывания говорить об определенных вещах и в определенной манере.

Каждый из институтов стремится узаконить се-бя не только в качестве истинного, но и справедливого. Так, наука выступает как совокупность денота-тивных высказываний, т. е. высказываний, выражающих описание предметов, которые могут быть оценены с точки зрения истины или лжи. До-полнительными ограничениями на-учного дискурса являются доступность предметов эксплицитным ус-ловиям наблюдения, возможность решить вопрос о принад-лежности высказывания релевантному языку, обращение требуемой компетенции только к лицу, высказывающему суждения. По мнению Лиотара, наука не может легитимировать не только другие языковые игры, но и саму себя. Эпоха постмодерна — это эпоха делегитимации, равноправия различных типов нарративного знания, которое передает набор праг-матических правил, конституирующих социальную связь. (Лозунг междисциплинарности в наибольшей степени соответствует научному знанию этого периода.) Наиболее приспособлена к мно-гообразию языковых игр нарративная (повествовательная) форма рассказа-сообщения, которая с древних времен играет огромную роль в интеграции социума. В повествовании свободно сочетаются описательные, предписывающие, оценивающие и другие высказывания. Повествование, спо-собное производить новые высказывания, предполагает общение людей и включает в себя признание гетероморфности языковых игр, множественности конечных метааргументов и требует свободного доступа к носителям ин-формации и банкам данных. Последнее требование особенно важно, поскольку легитимация научного знания и образования осуществляется в современной со-циальной системе как наследнице эпохи модерна через эффективность (наилучшее соотношение вход-вы-ход) и результативность знаний.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  3. Лингвистические термины
  4. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  5. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  6. 2. Лингвистический аспект композиции
  7. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  8. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  9. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  10. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  11. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  12. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  13. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  14. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  15. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  16. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  17. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  18. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  19. ФИЛОСОФИЯ