<<
>>

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ


(в узком смысле концепция Э. Сепира — Б. Ли Уорфа) — теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от спе-цифики последнего. Сыграла значительную роль в становлении современной философии языка, предельно актуализировавшись в философии постмодерна.
Философские идеи, от-водящие языку детерминирующую роль в отношении специфики форм духовной деятельности, были вы-сказаны еще в рамках предроманти- ческой философии 18 в.: язык как перманентная процессуальность ду-ховного творчества (Гумбольдт), строй языка как форма развития человеческого духа (Гердер). На базе этого был эксплицитно сформулирован тезис о том, что "язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык", и в этом смысле "каждый язык есть своего рода мировоззрение" (Гум-больдт). Близкие идеи были высказаны также и в классическом языкознании: "в лингвистике предмет вовсе не предопределяет точек зрения; напротив — можно сказать, что здесь точка зрения создает самый предмет" (Соссюр); младограмматиками был сформулирован радикальный тезис о том, что "на свете столько же отдельных языков, сколько индиви-дов" (Г. Пауль). В системном виде Л. О. К. была конституирована в рамках американской школы этнолингвистики, идеи которой, будучи основанными на компаративной традиции и, в частности, на сравнительно-ис-торической парадигме в языкознании, во многом были инициированы практикой изучения языка и культуры североамериканских индейцев (прежде всего, языка индейцев племени такелма из штата Орегон и др.). На основе подхода к языку как к одному из компонентов культуры Сепиром была зафиксирована прямая связь и типологическая гомогенность языковой и соответствующей ей (с точки зрения носителя языка) социокультурной среды. На этом фундаменте Сепир высказал мысль о том, что "...реальный мир" в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы". Последующая апп-ликация этой идеи Ли Уорфом на проблему детерминации нормативных структур культуры, определяющих базовые для культуры поведенческие программы, придала гипотезе Сепира характер универсальной со- циально-психологической объяснительной парадигмы. Язык выступает в ее рамках как медиатор между индивидуальным мышлением и со-циальной процессуальностью, задающий не только мыслительные геш- тальты и генеральные горизонты ми- роинтерпретации, но и нормативные структуры поведения. Таким обра-зом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках Л. О. К. оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, бази-рующаяся на том допущении, что в основу ее развития могли бы быть положены не индо-европейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал: предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа (ср. с неокантианской трактовкой языка как фундаментальной смыс- лополагающей "символической системы культуры" — Кассирер, в узловых пунктах своего содержания изоморфной концепции Л. О. К.). Идеи Л. О. К. были развиты в струк-турно-функциональном направлении современной лингвистики, в рамках которого язык рассматривается в ка-честве детерминанты способов организации коллективного и индивидуального опыта, понятого не только в когнитивном, но — прежде всего — в коммуникативном плане: "каждому языку соответствует своя особая организация данных опыта. Изучить чужой язык не значит привесить новые ярлычки к знакомым объектам. Овладеть языком — значит научиться по-иному анализировать то, что составляет предмет языковой ком-муникации" (А. Мартине). В неогум- больдтианстве также культивировалась идея об определяющей роли языковых факторов в процессе формирования смысловой картины ми-ра у носителя языка — как индивида, так и языкового коллектива (структуры родного языка как априорные формы организации индивидуального опыта в "содержательной грамматике" Л. Вайсгербера, крите- риальность "внутренних форм" языка в "типологии семантических полей" В. Порцига и И. Трира). Лежащая в основе Л. О. К. презумпция смыс- лообразующего потенциала языковых феноменов сыграла значительную роль в становлении современной парадигмы в философии языка, рас-сматривающей языковую форму самовыражения человека как фун-даментальную ("сущность человека покоится в языке" по Хайдеггеру); идеи Л. О. К. были адаптированы и содержательно продвинуты в совре-менной философской герменевтике (в качестве извечной загадки, "кото-рую язык задает человеческому мы-шлению", Гадамер фиксирует факт "мировидения, содержащегося в язы-ках"); в контексте философии постмодерна оформляются комплексные трактовки мира как "текста" (Дер-рида), "словаря" или "энциклопедии" (Эко), "космической библиотеки"
Лиотар 557
(В. Лейч); в структурном психоанализе бессознательное артикулируется в качестве текста, и векторы "означающих", т. е. материальных структур языка, очерчивают горизонт индивидуальной судьбы (Лакан); теория языковых игр фундирована "трансцендентально-герменевтичес- ким" истолкованием языка как условия возможности коммуникативного взаимопонимания (Апель).
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ:

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
  4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. Лингвистические термины
  6. 2. Лингвистический аспект композиции
  7. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
  8. АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
  9. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ
  10. Относительное и абсолютное
  11. ПОДРОБНЕЕ О СТОХАСТИКЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ
  12. НЕ ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОСТИ