<<
>>

ЛОГОС

(греч. logos) — философ-ский термин, фиксирующий единство понятия,слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально.

В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности: "отдавать себе отчет". Исходная семантика понятия "Л." была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В данном процессе может быть выделено два этапа: собственно философский и философско-религи-озный. Впервые в философский оборот понятие Л. было введено Герак-литом. (См. Молния.) Согласно его натурфилософскому учению, единство феноменологически разнород-ного космоса обеспечивается тем, что за видимой пестротой явлений стоит эмпирически не фиксируемая универсальная закономерность раз-ворачивания форм бытия. Последо-вательность, ритм, внутренний смысл их возникновений и смены, направ-ление и цель общего космического движения определяются именно Л.
Космические катаклизмы (а герак- литовский космос динамичен и даже катастрофичен) есть лишь необходи-мые звенья общей гармонии: Л. всегда остается равным самому себе. Для античной натурфилософии ха-рактерна космологическая модель, в рамках которой последовательно сменяют друг друга два процесса: оформления и деструкции. Космос возникает из хаоса, чтобы, прожив свой век (понимаемый древнегреческими мыслителями как единство времени и судьбы), вновь подверг-нуться дезорганизации и возврату в хаос: апейронизация у Анаксиман- дра, утрата предела у пифагорейцев и т. п. Доминирование этой модели порождает в древнегреческой натур-философии принцип исономии("не более так, чем иначе"): миры меня-ют друг друга, и наличный мир — лишь один из возможных. Плюрали-стический идеал вариабельности мироустройства, тем не менее, не приходит в противоречие с идеей единства: таковое обеспечивается Л.
как универсальной закономерностью космических пульсаций. Одно- порядковость понятий "космос", "мир", "судьба", "век" в античной натурфилософии (наличный мир как ставший космос — свершившийся век, одна из судеб мироздания) поз-воляет всем им противопоставить понятие Л. в различных его аспек-тах, что выявляет и актуализирует многие пласты его содержания. (См. Эон.) Разнообразие последних обнаруживается в работах античных толкователей Гераклита (от Климента Александрийского до Марка Ав-релия): Л. как вечность, охватывающая сменяющие друг друга века; как рок, определяющий судьбы ми-ров; необходимость, скрывающаяся за случайными событиями; общее, объединяющее многообразие, и — наконец — закон, сквозящий сквозь кажущуюся произвольность, некий "смысл" космического процесса, который как бы "отдает себе отчет" в том, что в нем происходит. Эта на-щупанная Гераклитом универсаль-ная космическая закономерность впоследствии по-разному именова-лась в натурфилософских учениях — в зависимости от того, на каких аспектах этой закономерности фокусировалось внимание тех или иных мыслителей: Филия/Нейкос (Любовь/Раздор) у Эмпедокла, Нус (разум) у Анаксагора и т. п. Эволюция понятия "Л." в постсократичес- кой философии может быть просле-жена по двум векторам. С одной стороны, с завершением натурфилософского этапа развития античной философии соответственно утрачи-вается онтологическое содержание термина "Л." — акценты смещаются в логико-гносеологическую сферу. Платон трактует Л. как "понятие", "суждение", "обоснование", "теорию" и "критерий". Аристотель добавляет такие значения, как "слово", "опре-деление", "доказательство" и "сил-логизм". Отголоски прежней онтоло- гичности можно усмотреть лишь в единичных использованиях Платоном зтого термина в значении "первичная причина"и "закон движения звезд". Вместе с тем позднее исходная натурфилософская трактовка Л. вновь входит в фокус внимания и получает дальнейшее развитие. Так, стоиками была доведена до своего логического предела традиция ис-толкования Л.
в качестве универ-сальной и необходимой основы как каждого конкретного мира-космоса, так и самого процесса последова-тельной их смены. Космический универсум понимается в стоицизме как воплощение Л., а в семантике последнего акцентируются творческое ("творческий огонь") и иницииру-ющее ("сперматический Л.") начала, что придает содержанию понятия Л. креационную окрашенность. Однако в стоическом определении Л. как "оплодотворяющего принципа" еще отчетливо прослеживаются следы влияния как ранней (натуралистической), так и поздней (логико-гно- сеологической) традиций его интер-претации. В рамках неоплатонизма происходит окончательная денату-рализация семантики Л. Впитав в себя аристотелевские идеи о пер- водвигателе мироздания, неоплато-низм вырабатывает концепцию об эманациях от всесовершенного "вер-ховного светоча" к низшим и менее совершенным ступеням универсума. В этом контексте оформляется по-нимание Л. как умопостигаемоего содержания эманаций, пронизыва-ющего собой и регулирующего все мироздание. Чувственный мир есть воплощение эманирующего Л. ("твор-ческого принципа"): внутренний Л. превращается в "произнесенный". Креационная семантика Л., предло-женная стоиками, наполняется в не-оплатонизме новым смыслом: твор-ческий потенциал переадресуется слову. Таким образом, поздние концепции античной философии подго-товили благоприятную культурную почву для оформления христианского догмата о воплощении Бога-слова. Творение мира есть воплощение слова Божьего: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И стало так... И назвал Бог твердь не-бом..." (Быт 1, 1—7.) Соответственно пришествие и земная жизнь Христа интерпретируются как воплощение ("вочеловечивание") Божественного откровения ("слова жизни"). Ноуме-нально отождествляясь с Богом-От- цом, ("В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" — Ин, 1, 1), Л. феноменально воплоща-ется в Боге-Сыне ("И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" — Ин, 1, 14), выступая, таким образом, связующей субстанцией ликов Троицы.
Понятие Л. органично входит в христианский Символ веры, порождая многочис-ленные свои толкования в теологи-ческой традиции от патристики до аджорнаменто. В силу богатства своего содержания понятие Л. прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений и использовалось в разнообразных контекстах (Фихте, Гегель, Флорен-ский, Эрн и др.). Р. Бартом развита идея "логосферы" как вербально-дис- курсивной сферы культуры, фикси-рующей в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции, конституирующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти (энкратические и акратиче- ские языки). Феномен Л. в рациона-листическом своем истолковании фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности (см. Метафизика, Логоцентризм). Именно поэтому концепт "Л." становится первым адресатом постмодернистской критики классического типа философствования и стиля мышления в целом. Феномен Л. в культуре постмодерна десакрализуется (см. Логомахия) и становится объектом решительной негации (см. Логотомия). Выступая с позиций нелинейного рассмотрения своего предмета (см. Нелинейных динамик теория), постмодернизм ре-шительно порывает с презумпцией "линеарности" (Деррида), неизменно сопрягая последнюю с идеей Л. В этом контексте постмодернизм ставит своей целью "освобождение означающего от его зависимости или происхождения от Логоса и связанного с ним понятия "истины" или первичного означаемого" (Деррида). В этом отношении, по самооценке постомодернизма, "перенесение вни-мания на полисемию или на полите- матизацию представляет, наверное, прогресс по сравнению с линейнос-тью письма или моносемантического прочтения, озабоченного привязкой к смыслу-опекуну, к главному озна-чающему текста или к его основному референту" (Деррида). Фактически выступая с программой создания методологии нелинейных динамик, постмодернизм осуществляет ради-кальный отказ от идеи линейности и традиционно сопрягаемой с ней идеи единозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуе-мой рациональности, выраженной в понятии Л. (См. также Логоцент-ризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-ло- гоцентризм, Логотомия, Логомахия, Постметафизическое мышление.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛОГОС:

  1. ЛОГОС
  2. ЛОГОС (греч. logos
  3. ЛОГОМАХИЯ
  4. ДАО
  5. МОЛНИЯ
  6. ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
  7. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
  8. ЭПИКТЕТ
  9. ГЕДОНИЗМ
  10. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  11. ЮСТИН-фил
  12. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  13. ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
  14. ДЕМИУРГ
  15. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и Teos — Бог
  16. Ахура Мазда
  17. СТОИЦИЗМ
  18. ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец