<<
>>

ЛОГОТОМИЯ


— одна из парадиг- мально значимых методологических презумпций философии постмодернизма, фиксирующая отказ от харак-терной для классической культуры установки на усмотрение глубинного смысла и имманентной логики в бытии и сущности как любого феномена, так и мира в целом (см.
Логос). Подобную установку постмодернизм интерпретирует как присущий клас-сической метафизике логоцентризм (см. Логоцентризм) и усматривает ее корни в фундаментальной для куль-туры западного образца презумпции Автора как внешней причины любого явления, вносящей — посредст-вом процедуры целеполагания — смысл и логику в процесс его бытия (см. Автор). В противоположность этому, культура постмодерна, по оценке современной философии, ориентирована на новое понимание детерминизма (см. Неодетерминизм), а именно — на отказ от презумпции внешней причины (см. "Смерть Бога") и рассмотрение бытия как хао-тичного (см. Постмодернистская чув-ствительность) и находящегося в процессе самоорганизации, не пред-полагающем внешнего причиняю-щего воздействия как несущего в себе (в виде рефлексивно осознаваемой цели либо в виде объективных факто-ров будущих вариантов конфигури-рования той или иной предметности) "логику" процесса (см. Событийность, Номадология, Генеалогия, Шизоа-нализ, "Машины желания"). Таким образом, постмодернистская парадигма в философии, фундированная стратегией радикальной Л. как "де-конструкции Логоса" (Деррида), принципиально альтернативна пара-дигме модернистской, фундированной глубинным идеалом "логокра- тии", восходящим к платоновской модели миро- и социоустройства (немецкий экспрессионизм, например). Программная установка Л. форму-лируется Деррида следующим образом: "прослеживать и консолиди-ровать то, что в научной практике всегда уже начинало выходить за ло- гоцентристское закрытие". Подоб-ный негативизм связан с тем, что в европейской традиции логоцентризм неразрывно сопряжен с основоположениями метафизики (см. Метафи-зика), линейной детерминационной схемы и вытекающими отсюда идеями стабильности структуры, наличия центра, факта языковой рефе-ренции и определенности текстовой семантики. Однако именно против этого блока культурных смыслов (см. Ацентризм, Бинаризм, Логоцен-тризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно- логоцентризм, Неодетерминизм) и нацелено острие постмодернистской критики. По оценке последней, процедуры Л. по отношению к куль-туре логоцентристского типа должны быть реализованы, по меньшей мере, по двум фундаментальным для этой культуры векторам: вектор ме-тафизического истолкования бытия (т. е. негация логоцентристской картины реальности) и вектор герменев-тического истолкования познания (т. е. негация логоцентристской ког-нитивной программы). Так, приме-нительно к онтологии (см. Онтоло-гия), Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного "смысла" бытия мироздания: "за вещами нахо-дится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, за-ключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им обра-зов". Соответственно этому гносеоло-гическая стратегия постмодернизма не может быть конституирована как герменевтическая процедура деши-фровки скрытого смысла феномено-логического ряда бытия, и любая форма дискурса в этом контексте ар-тикулируется "как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае — как некую практику, которую мы им навязываем" (Фуко). Однако в условиях отказа от рефе- ренциальной концепции знака вер-бальная сфера также предстает не чем иным, как спонтанной игрой оз-начающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации.
Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от логоцентристской парадигмы проявляет себя и в данной области: как констатирует Р. Барт, "нет больше логической ячейки языка — фразы". Классическая презумпция наличия "латентного смысла" истории подвергается критике со стороны Деррида, который эксплицитно про-возглашает "освобождение означаю-щего от его зависимости или проис-хождения от логоса и связанного с ним понятия "истины", или первичного означаемого" (см. Постистория). С учетом контекста историко-фило- софской традиции Дж. Р. Серль ин-терпретирует процедуру деконст-рукции (см. Деконструкция) как конституирующую "некое множест-во текстуальных значений, направ-ленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенденций". По оценке Дж. Д. Аткинса, язык "ни-когда не был, не может быть и наконец перестает считаться "нейтраль-ным вместилищем смысла". Таким образом, постмодернистская программа Л. реализует себя в макси-мально полном объеме. В данной своей парадигмальной фигуре философия постмодернизма выражает глубинные интенции современной культуры на переориентацию с ис-следования систем кибернетического порядка — к исследованию систем анти-кибернетических, т. е. не реализующих в своей эволюции гло-бального "плана", исходящего от структурного, семантического или аксиологического "центра" системы (см. Синергетика). Важнейшим ас-пектом современного понимания де-терминизма в качестве нелинейного (см. Неодетерминизм, Нелинейных динамик теория) выступает отказ от идеи принудительной каузальности, — собственно, именно этот параметр и выступает критериальным при различении синергетических (децентрированных — см. Ацент- ризм) и кибернетических систем, управляемых посредством команд центра. Согласно синергетическому видению мира, "тот факт, что из многих возможностей реализуется некоторый конкретный историчес-кий вариант,совсем не обязательно является отражением усилий неко-торого составителя глобального плана, пытающегося оптимизировать какую-то всеобщую функцию, — это может быть простым следствием устойчивости и жизненности данно-го конкретного типа поведения" (Г. Николис и Пригожин). В совре-менном естествознании "материя стала рассматриваться не как инерт-ный объект, изменяющийся в ре-зультате внешних воздействий, а, наоборот, как объект, способный к самоорганизации, проявляющий при этом как бы свою "волю" и мно-госторонность", — иными словами, "организация материи... проявляет-ся самопроизвольно как неотъемле-мое свойство любой данной химичес-кой реакции в отсутствие каких бы то ни было организующих факторов" (А. Баблоянц). (См. также JIo- гомахия.)
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЛОГОТОМИЯ:

  1. ЛОГОМАХИЯ
  2. ЛОГОС
  3. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  4. ДЕОНТОЛОГИЯ
  5. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  6. ИДЕАЛИЗМ
  7. ОНТОЛОГИЯ
  8. СОФИЯ
  9. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙ-НОСТЬ
  10. ЭСХАТОЛОГИЯ
  11. ДИАХРОННОСТЬ и СИНХРОННОСТЬ
  12. ДАДАИЗМ
  13. МИФОЛОГИЯ
  14. Авторы статей
  15. § 3. Субъекты финансового права
  16. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  17. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  18. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  19. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  20. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм