<<
>>

ЛОЖЬ


— преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется встреча «интересов» индивидов и социальных групп.
В детстве причинами ее становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т. п. В дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов возникновения лжи начинают занимать страсти: любовь, тщеславие, страсть к успеху, страсть к при-были, власти, а также малодушие. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социаль-ных преимуществ в конкретных ситуациях. Так, политические деятели лгут в обещаниях, доказательствах и спорах; заведомо обманывают изби-рателей, клевещут на конкурентов и противников, продают свои «голоса» или покупают их — то за деньги, то за почести. Есть люди, для которых ложь — принцип их бытия. Но есть случаи охранительной значи-мости лжи для индивидов (например, милосердная ложь у постели умирающего). Ломоносов
ЛОКК Джон (1632—1704) — английский философ-просветитель. Философские интересы Локка кон-центрировались прежде всего вокруг вопросов гносеологии, о чем свидетельствует само название его главного произведения («Опыт о человеческом разуме», 1690). Локк выступает в нем как после-довательный поборник сенсуализма и эмпиризма. В отличие от Бэкона, эмпиризм которого был ориентирован главным образом на понимание мира природы с целью ее подчинения, Локк анализировал прежде всего гносеологическую сторону сознания че-ловека, как она выражена в мно-гообразии его опыта. На этом пути он, опираясь в основном на факты психологии, стремился раскрыть прежде всего несостоятельность так называемых врож-денных идей, признание которых было одним из основных положений восходящей к Платону гносеологии. Отмечая в духе сенсуализма огромную роль внешнего опыта (sensation) в процессе познания, он характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа «чистой доски» (tabula rasa), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В результате наблюдения за тем, как разум манипулирует идеями внешнего опыта, в душе возникает опыт внутренний, который может функционировать в значительной степени независимо от него. Гносеология Локка также содержит в себе учение о простых идеях, образуемых в результате предельного анализа различ- ных проблем. Как самый значитель-ный теоретик концептуализма, Локк доказывает, что сложные идеи появ-ляются в результате творческой комбинации простых. Важнейшая из сложных идей — идея субстанции, выражающая непознаваемое единство любой вещи, которая чувствами воспринимается как множество разрозненных свойств и признаков. В этом же контексте Локк развил гносеологически весьма значимое учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). В контексте своей эмпирической теории познания Д. Локк пытался переосмыслить рационалистическое учение Декарта о разновидностях знания. Самое точное из них по содержанию, имеющее, однако, ограниченное применение, — это знание интуитивное и демонстративное, а самое неточное, но наиболее необходимое в жизни любого человека — знание сенситивное.
Учение о бытии не иг-рает большой роли в философии Локка. Он признает здесь в духе натурализма и деизма существование двух универсальных субстанций — материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сооб-щить ей движение и способность к ощущению. В своей политической философии Локк, отвергая теократические концепции государства и примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит и идея разделения властей — законодательной, исполнительной (куда включалась судебная) и «федеративной» (внешние сношения). Здесь Локк проявил себя как один из предтеч классического либерализма. Также в духе либерализма выступил Локк и про-тив клерикализма, призывая к ве-ротерпимости. Влияние Локка было весьма значительным, особенно в Англии и во Франции в эпоху Просвещения (Беркли, Юм, Вольтер, Гельвеций, Кон- дильяк и др.). Идею Локка о разделении властей более стройно развил Монтескье.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — русский мыслитель, естествоиспытатель, ученый, поэт. Получил научное образование в Германии, где был учеником X. Вольфа. Там же познакомился и изучил работы Лейбница и Декарта. Влияние последнего определило материали-стическую направленность учения Ломоносова. По мнению Ломоносова, материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность: это — «собственная» материя тела. Промежутки, не заполненные «собственной» материей, наполняет материя «посторонняя». В целом мир заполнен материей и представляет
собой сочетание двух ее видов. Материя вечна и находится в постоянном движении. «Сколько в одном месте убудет, столько умножится в другом»,— так формулирует Ломо-носов закон сохранения материи. Однако попытки свести все миропонимание Ломоносова к чистому материализму лишены оснований. Ломоносов был религиозным человеком, признающим Бытие и Волю Божью, всемогущество Бога и истину Священного Писания. Но мыслитель отрицает идею непримиримости науки и религии. «Циркулем не измеришь Божью волю, однако на Псалтире не научишься астрономии и химии... Испытание натуры мыс-лью свято»,— вот слова, заключающие в себе основной тезис секуляризованной мысли: Творец и мир строго разделены, мир создан Творцом раз и навсегда, в этом мире действуют естественные законы, и научное исследование мира признается «святым», а значит, богоугодным делом. В сущности своей, мировоззрение Ломоносова определяется свободой мысли, — но свободой, которая не исключает искреннего религиозного чувства. Можно сказать, что Ломоносов следовал этой свободе до конца. Научная деятельность его многогранна. Он делает открытия в обла-сти физики, химии, астрономии, за-кладывает основы русской историографии, первым создает русскую научную терминологию и русский литературный язык. По его инициати-ве в 1755 г. был основан Московский университет, ставший центром русской науки и культуры.
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893—1988) — философ, исто-рик философии и эстетики, филолог, переводчик и писатель. Автор капитального труда «История античной эстетики» (в восьми томах), сочинений «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое ис-кусство», «Владимир Соловьев и его время», множества других произведений. Работал в вузах страны, с 1922 г. вел курсы эстетики в Московской консервато-рии. В 1930 г. обвинен в воинствующем идеализме и репрессиро-ван. После освобождения в 1933 г. преподавал классическую филологию, с 1943 г. — доктор филологических наук, с 1944 г. — профессор Московского государственного педагогического инс-титута им. В.И.Ленина. Лосев развивает русскую философию в традиции синтеза идеалистической диалектики и православия в идее всеединства. Ее видение он стремится углубить с помощью феноменологии Гуссерля. В «Фи-лософии имени» молодой Лосев, испытавший влияние мистического богословского учения имяс- лавия, понимает имя в духе пра-вославного энергетизма — как
явленную Божественную сущность, невыразимую в своем высшем един-стве. Предельно наполняясь смысловым, ценностным содержанием, имя отождествляется с мифом и символом. У Лосева символ вещи — это ее порождающая модель, подобно идее Платона; миф — данная в словах «чудесная личностная история», «развернутое магическое имя». Слово онтологизируется: оно есть явленная сущность, значит весь мир — имена и слова, образующие саморазвивающуюся систему. Лосев исследует слово феноменологически, раскрывая в нем многочисленные пласты. Для позднего Лосева слово выступает орудием разум- но-жизненного общения людей, имеет семантическую, ценностно-смысловую и выразительную структуру. Диалектически разраба-тывая категории становления и времени, Лосев строит свою философию математики и философию музыки. Становление — основа времени. Последнее воплощается в числе, устанавливающем порядок, что делает возможным разум. Число в сознании конструируют математика (логически) и музыка (выразитель-но-символически), их бытие идеально. Особенность эстетического воз-действия музыки коренится в том, что она открывает для восприятия чистое становление, завораживает ощущением нераздельности конеч-ного и бесконечного. Исходя из того, что вся культура древнегреческого и эллинистически-римского мира характеризуется эстетическим космологизмом, Лосев считает свою историю античной эстетики историей античной философии в ее предельной целостности. Античный пантеизм, восприятие чувственно-материального космоса как абсолюта он называет мировоззрением рабовладельческой формации, объясняя его исторические типы (классически-эллинский, ранне-эллинисти- ческий и поздне-эллинистиче- ский) стадиями эволюции рабо-владения. Античная философия рассматривается в диалектическом движении от нерасчленен- ного мифологизма, через рефлексию над его различными элемен-тами, к восстановлению мифологизма (у неоплатоников), совме-щающего противоречия в разумно выстроенной системе. Развитие русской философии, согласно Лосеву, идет в борьбе между за-падноевропейским рационализмом и православным богочелове- ческим Логосом, поднимаясь по ступеням диалектики к Всеединству. Лукреций
ЛОССКИЙ Николай Онуф- риевич (1870—1965) — философ, внесший вклад в теорию познания, онтологию, историю, философии. Родился в Витебской губернии. Исключался из гимназии за пропаганду социализма и атеизма. Желая получить образова- ниє без окончания курса классической гимназии, выезжал в Швейцарию, где слушал лекции по философии в Бернском университете. В 1889 г. возвратился в Петербург. Окончил естественно-научное отделение физико-математического фа-культета и историко-филологический факультет Петербургского уни-верситета. В 1903 г. получил степень магистра, в 1907 г. — доктора философии. Переводит «Критику чистого разума» Канта. Профессор философии на Бестужевских вы-сших женских курсах и в Петербургском университете. Основывает вместе с Э. Радловым непериодиче-ское издание «Новые идеи в философии». В 1919—1921 гг. читает курс лекций в Народном университете. В 1922 г. выслан из России. Работал в Чехословакии, в Праге; профессор Русского университета. В 1945 г. приехал в Париж. С 1946 г.— в США, профессор философии в Русской духовной академии в Нью-Йорке (1947—1950). Скончал-ся во Франции. Свою теоретико-по- знавательную концепцию Лосский называет интуитивизмом. Как пишет он в своей «Истории русской философии», «этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как су-ществующий независимо от акта по-знания» (М., 1991). Лосский подчеркивает, что познание, воспри-ятие предмета не есть лишь порождение в душе образа данного предмета, но вступление в кругозор сознания самого этого предмета «в подлиннике». С этим связана его теория гносеологической координации, согласно которой объект познания как целое связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. В области онтологии Лосский разработал концепцию множест-венности субстанций, или субстанциональных деятелей. Субстанциями он считает элементы мира, о которых мы можем сказать, что они что-то делают, со-вершают, с которыми что-то происходит. Лосский защищал уче-ние о перевоплощении.
ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар) (ок. 99—55 гг. до н. э.) — поэт-философ, представитель римского эпикуреизма. Написал философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает уче-ние Эпикура, дополняя и углубляя его. В поэме Лукреций решает, прежде всего, просветительские задачи: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе все происходит без уча-стия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. Лукреций Кар дает объяснение происхождения религии из сновидений и незнания причин явлений природы. Человек не должен стра-шиться богов и ада, так как душа исчезает вместе с телом. Вторая часть поэмы излагает теорию движения атомов, в которой обосновывается их отклонение от прямолинейного движения. Величина, форма и движение атомов является причиной разнообразия в мире. В третьей представлено учение о духовной природе человека, состоящей из духа и души. Душа материальна и об-разована из воздуха и тепла. В четвертой излагается атомистическая теория познания. Само познание является средством достижения счастья. Пятая часть посвящена космологии, а шестая — методологии. В основу картины мира Лукреций положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Что касается происхождения и развития организмов, то Лукреция можно считать родоначальником эволюционизма, так как он является сторонником борьбы за существование и естест-венного отбора. Человеческая культура представляет собой также продукт постепенной эволюции. Общество есть продукт взаимного соглашения людей. Этика Лукреция Кара опирается на принципы спокойной и счастливой жизни.
ЛЮБОВЬ — понятие, широко используемое в философии для решения проблем онтологии, гносеологии, антропологии, этики, эстетики. В общепринятом смысле любовь — это чувство, которое переживают и понимают как влечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни ра-зуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное отно-шение к человеку, предмету, знанию, деятельности, природе, отечеству Мы можем приближаться к пониманию любви, но выразить в полном знании то, что есть лю-бовь, нам не дано. Любовь одухотворяет человека и окружаю-щий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество. В совер-шенных своих проявлениях она бескорыстна, поднимается до са-мопожертвования, до альтруизма. Всеобъемлющей силой предстает она изначально в сознании людей. В мифологии древнего мира любовь является одной из первоначальных божественных сил. Силой любви порождается космос из хаоса. И в Библии Бог творит по любви и является в любящем как дух Божий, как снизо-шедшая на него благодать, нравственно очищающая, возвышаю-щая. Понятие любви-эроса в древнегреческой философии как движущая сила становления, формирования, изменения и жизни всего сущего. Многозначное учение о любви создает Платон.
Он различает любовь плотскую, Афродиту земную, и любовь идеальную, духовную, Афродиту небесную. Первая служит удовлетворению страстей, вторая является движущей силой познания. Лю-бовь-эрос — это еще и основа нашего стремления к нравственному со-вершенству, наконец — это побудительная сила не только божьего тво-рения, но и человеческого влечения к творчеству прекрасного.
В религиозной философии Сред-невековья понятие любовь приобретает ярко выраженную этическую окраску. Здесь любовь — сверхприродная трансцендентная сила Божья, направляющая наше существование к миру и согласию, блаженству и вечности. За теологической формой выражения здесь скрыто большое гуманистическое содержание: апология человека как существа, предназначенного к моральному совершенству и поэтому достойного любви. Христианская теология исповедует не только аскетическую любовь к Богу, но и бескорыстную любовь к человеку. Это всечеловеческая любовь, которая доступна каждому и обнимает всех. По-христиански понимаемая любовь неотделима от самозабвения, самопожертвования, альтруизма, выражаемого запо-ведью: возлюби не только ближнего, но и врага своего.
Философия Возрождения воскре-шает теорию любви Платона, дополняя ее идеями христианского благо- верия и гедонизма. Она утверждает чувственную любовь, но преимущественно в ее эстетической форме. Любовь — это прежде всего Божественная космическая сила, все одухотворяющая и объе-диняющая в гармоническое целое. В противоположность любви сострадающей она отстаивает любовь наслаждающую.
Эпоха Просвещения реабилитирует естественное чувство любви, определяя его как свойство человеческой натуры. Для просветителей любовь — отношение к тому, что доставляет удовольствие целесообразностью и пользой. Просветители рассуждают здраво: естественная любовь добродетельна, если она разумна и разборчива. Сжигающая человека любовная страсть противоестественна, измена противозаконна, а верность поддерживает гражданский порядок. И вот уже И.Кант приравнивает любовь к долгу. Немецкие романтики поэтизируют любовь, но больше не к человеку- а к человечеству. Наконец, Л.Фейербах объявляет любовь родовым свойством человека, и главным образом потому, что она служит основой общения и сотрудничества. Просветители готовили идейную почву для ли-тературы, музыки, живописи, которая стала открывать интимные глубины человеческой души. Вместе с тем был психоанализ
З.Фрейда, в котором любовь предстает в виде иррационального сексу-ального влечения и именно в таком виде сублимируется в творческой деятельности людей.
Особое место в истории размышлений о любви занимает русская религиозная философия XIX — начала XX вв., которую представляют Ф. Достоевский и J1. Толстой, В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев и др. Рассуждая о любви, они не противо-поставляют тело душе, напротив, считают, что лишь в согласии с есте-ственными влечениями человеческой натуры формируется наша пол-ноценная культура. В. Соловьев считал, что в любви одна половина человеческого рода преодолевает свою односторонность, дополняя ее другой до гармонического целого. Любить Бога — значит любить человека, не противляться злу насилием, проповедовал Л.Толстой. Вторя ему, Н. Бердяев писал, что в любви к человеку мы обретаем любовь к Богу, веру в торжество истины, добра и красоты. Человек — зримый образ подобия Божьего. Любовь образует личность, — так думал В. Розанов. Отдаваясь другому, человек в любви находит собственное «Я». Еще одна мысль В. Розанова заслуживает пристального внимания. Она отражает суть многих философских исканий в России. Любить, по мнению В. Розанова, — это жить не по формальному закону, а по совести. Красота спасет мир, — утверждал Ф. Достоевский, — потому что она пробуждает лю-бовь. А где любовь, там и жизнь, там грех и страдание, раскаяние и возрождение для сострадания и сочувствия ближнему. Как видим, в философии любовь — понятие, многогранно характеризующее мир человеческого существования, помогающее осознать, как жить в согласии с этим миром, а значит, и с самим собой. м
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЛОЖЬ:

  1. § 3. Ложь, дезинформация, заблуждение
  2. Ложь гораздо хуже, чем страх
  3. 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь.Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
  4. ЛОГОМАХИЯ
  5. 7.2. Параметры формы
  6. * В вящую честь божию (лат.). ** Циркулярный психоз (фр.). *** Месть, злоба (фр.). **** Сим знаком (лат.).
  7. Каноника Эпикура
  8. 4.6. Операторы и синтаксические конструкции
  9. 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
  10. Готлоб Фреге
  11. Часть 9