<<
>>

МАНИХЕЙСТВО


— религиозно- философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распрост-ранившееся в 3—11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подверга-лось ожесточенным гонениям со сто-роны государства и ортодоксального христианства.
В Средней и Цент-ральной Азии нашло более благо-приятную почву и в 8—9 вв. стало государственной религией уйгуров. М.основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет — тьма, добро — зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностициз-ма и других древних верований Востока (область Месопотамии). Как ре-лигиозно-философское учение, М. представляло собой: 1) рационалистический подход; 2) радикальную форму материализма; 3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в М. не просто как моральные, но так-же и как онтологические и космиче-ские начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но, в то же время, вечных и взаимосвязанных, неразделимых ...эти две субстанции — в вечной борьбе и смешении".) Осно-ватель М. — Сураик, прозванный Мани (214—277), из персидского княжеского рода. Как утверждает сказание, в отрочестве он оставляет родной дом по указанию явившегося Ангела. Получает разностороннее религиозное образование: от отца — в рамках парсийской веры, самостоя-тельно — через комплекс вавилонских учений. Мани выступает с пропове-дью своей религии при дворе царя Сапора (Сабура) (238). Подвергается гонениям. Уходит с миссионерством на Восток — в Китай, Индию, Вос-точный Туркестан (по другой версии, был казнен, а проповедническую де-ятельность вел уже другой человек, взявший то же имя). В 270 возвра-щается в Персию. Идейно противо-стоит мобедам — жрецам господст-вующей религии. В 277 вступил в диспут с великим мобедом Кирдэром при дворе Бахрама I и отказался до-казывать истинность своей веры гло-танием расплавленного свинца и показом чудес. По преданию, Мани был обезглавлен, а из его содранной кожи сделано чучело. По другой вер-сии, основы М. были заложены за 100—150 лет до рождения Мани. Главные положения учения якобы сформировал купец Скиорианк ("Тайны", "Главы", "Евангелие", "Сокрови-ща"). Оставшееся после него состояние хранила некая вдова, у которой был раб по имени Кубрик. По смерти вдовы последний завладел этим со-стоянием, взял себе имя Манес, что означало либо "сосуд", либо (греч.) "дух" или "ум". К этому времени у Манеса уже было 22 ближайших ученика. Дальнейшие события жизни Мани совпадают с первой версией. Основное же различие заключа-ется в том, что в первом случае Мани является непосредственным создате-лем религии, тогда как во втором он выступает, по всей видимости, адептом некоего тайного культа, чье учение он решается разгласить. Мани оставил много литературных трудов: "Сабуркан", "Книга тайн", "Еванге-лие", "Книга гигантов", "Свет досто-верности" и др., из которых до 20 в. дошли только отдельные фрагмен-ты, чем и обусловливается слож-ность систематизации учения Мани. Дуалистическое учение М. развер-тывается в системе "трех времен". В "первое время" существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою.
"Второе время" — этап сме-шения двух принципов. Зло (мате-рия) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порож-дает Матерь Жизни, а та — Первоче- ловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит по-ражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец по-рождает через Матерь Жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и Луна способствуют ос-вобождению Божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыва-нием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время" — период окончательного раз- деления Света от материи и торжест-ва Добра. Люди в М. являются тво-рениями Тьмы (материи), которая заключила их души — искры Света — в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он бо-жественен. Освобождение души — исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца. Мировоззренческую и истори- ко-религиозную доктрину характе-ризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последователь-ности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Заратуш- тра (Зороастра) — в стране персид-ской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение ...через меня, Мани, посланника ис-тинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешний и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета. Моисей, по Мани, не был вдохновлен Богом, это было теневое начало, именно по-этому Ветхий Завет надлежит от-вергнуть. Очищение добра от зла среди людей происходит, согласно версии М., стараниями "избранных", которые вместе с "послушниками" и образуют церковь. "Избранные" очи-щаются от зла не только посредст-вом чистой жизни, безбрачия и отказа от семьи, но и воздерживаясь от материальных забот, занимаясь лишь самосовершенствованием. "Послуш-ники" же ведут жизнь менее совер-шенную, заботясь об "избранных", чтобы они ни в чем не нуждались. Согласно учению М., грех происхо-дит не от свободной воли, а от уни-версального злого начала, которое проникает в нас. Из плоти и духа следуют две субстанции, две души и два разума, один благой, другой порочный, порождая борьбу между ними: плоть желает одного, дух — противоположного. По мысли Мани, "Сыны Света" имеют определенную многоступенчатую иерархию от Учи-телей — "Сынов кротости", до рода оглашенных (мирян). Следование духовной иерархии, по Мани, позволит Свету одержать победу. Основу культа М. составляли молитвы, гимны и строгий этический аскетизм, с элементами ритуалов буддийской, стоической, пифагорейской жизни. Это позволяло тайно распростра- няться учению Мани. В 3—4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена импе-ратора Диоклетиана начинаются ка-рательные действия против манихеев со стороны государства и ортодок-сального христианства. Движение продолжает существовать до 10— 11 вв. Впоследствии существенно влияло на формирование павликан- ства и богомильства и — наряду с гностицизмом — легло в основу ере-сей альбигойцев и катаров. Сохрани-лось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, ко-торый 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех сту-пеней посвящения. Немецкий ори-енталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).
В. В. Лобач,А.А. Легчилин
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МАНИХЕЙСТВО:

  1. МАНИХЕЙСТВО
  2. МАНИХЕЙСТВО
  3. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  4. ОРФИЗМ
  5. Добро и зло теодицея Августина
  6. ОРФИЗМ
  7. МАНИФЕСТ (позднелат. manifestum - призыв от manifestos - явный; англ. manifest
  8. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный
  9. Августин — крупнеишии философ
  10. Общество, государственность и церковь
  11. АБСУРД
  12. СОДЕРЖАНИЕ
  13. ДУАЛИЗМ
  14. РАЗДЕЛ 1.РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ. ПАТРИСТИКА
  15. Основные направления в исламе
  16. ДУАЛИЗМ
  17. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  18. Человеческая воля и божественная благодать.