<<
>>

МАНИХЕЙСТВО


— религи-озное течение, возникшее в III в. в Персии и широко распростра- нившееся в средиземноморском регионе в поздней античности и ран-нем Средневековье. Основателем манихейства считается религиозный проповедник Мани (216—277).
Основой манихейства является зо-роастризм, сплавленный с элементами гностицизма и раннего христианства. Наиболее существенной чертой его является дуализм двух царств: духовного, светлого царства добра и материального, злого царст-ва тьмы. Борьба двух царств развер-тывается в сложную космогонию, в которой можно выделить три этапа. Наиболее значимым является про-межуточный (второй) этап — совре-менность, характеризующийся сме-шением двух царств, когда материя и мрак стремятся поглотить частицы света. На этом этапе возникает че-ловек, в котором добро и зло, свет и тьма также перемешаны: светлая душа помещена в темницу тела. Ос-вобождаясь от оков телесности, человек способствует победе света и добра в макрокосмическом масштабе, которая будет означать оконча-тельное освобождение души от те-ла, отделение света от мрака. Тре-тий этап космогенеза, на который придется эта победа, закончится страшным судом и космическим пожаром длительностью в 1468 лет, после чего добрый свет воссияет навеки, а материя, зло и тьма сги-нут. Манихейство оказало заметное влияние на раннее христианство, на-ложило отпечаток на философию
Августина (учение о «двух гра-дах»), послужило идейным ис-точником ересей богомилов, ката-ров, павликиан.
Маритен
МАНХЕЙМ Карл (1893— 1947) — немецкий социолог, с 1933 г. жил в Великобритании. Основные труды: «Идеология и утопия», «Диагноз нашего време-ни». Свои идеи он строит в русле социологии знания — отрасли социологии, исследующей соци-альную обусловленность знания, его функции в обществе. В центре внимания Манхейма — пробле-мы сущности идеологии, измене-ний, происходящих в культуре XX в., предназначения интелли-генции, воспитания и образования. Манхейм различает частичную и тотальную идеологии. Час-тичная идеология — форма соци-ального самосознания индивида или группы. К тотальной идеоло-гии Манхейм относит господст-вующие идеологии эпохи. Основ-ная функция тотальной идеоло-гии — сохранение существующе-го социального порядка. Основ-ная функция утопии — его разру-шение. Утопия и идеология взаи- мообратимы, изменение социальных условий меняет местами уто-пию и идеологию. Интеллиген-ция, по его мнению, в силу своего своеобразного социального поло-жения способна корректировать идеологию, продуцировать кри-тическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интелли-генция — необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе, по мнению Манхейма, является кос-венной формой принятия или не-приятия тотальной идеологии.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме МАНИХЕЙСТВО:

  1. МАНИХЕЙСТВО
  2. МАНИХЕЙСТВО
  3. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  4. ОРФИЗМ
  5. Добро и зло теодицея Августина
  6. ОРФИЗМ
  7. МАНИФЕСТ (позднелат. manifestum - призыв от manifestos - явный; англ. manifest
  8. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный
  9. Августин — крупнеишии философ
  10. Общество, государственность и церковь
  11. АБСУРД
  12. СОДЕРЖАНИЕ
  13. ДУАЛИЗМ
  14. РАЗДЕЛ 1.РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ. ПАТРИСТИКА
  15. Основные направления в исламе
  16. ДУАЛИЗМ
  17. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  18. Человеческая воля и божественная благодать.
  19. ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение