<<
>>

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждеб-ные. Социокультурный статус М.

К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих куль-турных систем, частичным пересече-нием с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность куль-турного образца всегда конкретно- исторична. Объективными условиями формирования М. К. являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т. п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация мар-гинальное™ возникает при одновре-менном (вынужденном или добро-вольном) существовании группы или индивида в поле действия несовмес-тимых или конфликтных культур-ных паттернов. Характерная для М. К. "нелинейность", "коллажность", как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандар-тов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокуль-турных систем, препятствует про-цессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме.
В то же время возможность прямого доступа к разнообразным "архивам" культур разных стран и эпох создает в рамках М. К. условия для ролевых культурных экспери-ментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже "отработанного" в рамках наличной культуры материала. Не-однородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляются в обострении внутреннего диском-форта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрес-сивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминаль-ных проектов), увлеченности ради-кальными социальными движениями (националистического, конфессио-нального или политического плана) или, напротив, в обращении к отре-шенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы М.
К. служат своеобраз-ной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаи-мопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "не-правильной", нестандартной (а значит — спонтанной,неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в пере-ходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры — реального конку-рента актуального культурного стандарта. Таким образом, проис-ходит "негативная легитимация" М. К. в качестве существенного фак-тора динамики культуры. Дальней-шие сценарии включения марги-нальных культурных образцов в пространство "большой" культуры (превращение в новый культурный канон,трансформация в"приемле-мую" субкультуру, полная ассими-ляция в пространстве обновленной "большой" культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые М. окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от ав-торитарного, или "закрытого", к "от-крытому", или "мозаичному" (А. Моль), типу построения культурного прост-ранства объективно способствует ос-лаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемо-сти", трансформацию маргинальных культурных ценностей, прежде аг-рессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

М. Р. Жбанков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

  1. МАРГИНАЛЬНОСТЬ
  2. МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница
  3. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  4. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
  5. Корпоративная культура
  6. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
  7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  8. Глава 8 Отмирающая культура
  9. КУЛЬТУРА
  10. КУЛЬТУРА БИЗНЕСА
  11. Организационная культура и изменение
  12. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  13. Понимание культуры
  14. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  15. Общее понятие культуры
  16. § 6. Забота о памятниках истории и культуры
  17. КУЛЬТУРА
  18. 4.1. Феномен: Организационная культура