МАРКСИЗМ
— идейное течение второй половины 19—20 вв., тради-ционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сфор-мулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма — про-цедуры уничтожения частной собст-венности, в результате которой об-щество будущего возьмет в свои руки централизованное управление сред-ствами производства; сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда.
Экспроприация буржу-азии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте М. осуществлял функцию религии — как доктрина, основан-ная на слепой вере в то, что рай абсо-лютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур соци-ального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-кри-тической философии, Mapjtc особо акцентировал перспективную значи-мость удовлетворения централизо- ванно определяемых н регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказы-вал индивиду в праве принимать са-мостоятельные экономические ре-шения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник по-добных теоретических иллюзий за-ключался, в частности, в том, что владение частной собственностью предполагалось единственным ис-точником экономической власти. Становление олигархического класса номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть с поли-тической, исторически опровергло этот догмат Маркса — М. приоб-ретал распространенность повсюду, где артикулируемые властью неспра-ведливость и неравенство воздвигали преграды на пути человеческих жела-ний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа могла оказаться практически в любой момент. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Плеханов, Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистско-го" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и одновременно отвергающий его революционистско- насильственный пафос (Каутский, Бернштейн и др.). (Не случайно кон-цепция М. в версии Каутского оказа-ла весьма значимое даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса вре-менно стабилизировавшегося социа-лизма конца 1930-х — например, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализме".) 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были по-священы проблеме активного субъ-екта исторического процесса (соци-альный класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т. п.). Пролетарский мессианизм марксо- вой парадигмы представители этого направления замещали идеей об орга-низации профессиональных револю-ционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного пе-реустройства (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в иде-ологию, основанную на национализме (Мао Цзедун) и империализме (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориен-тированных террористических по-литических течений. (Революцион- но-волюнтаристские амбиции этой категории теоретиков и практиков М. в значительной степени фун-дировались состоявшимся в 1870— 1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса — в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить кате-гориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Лукач, Грамши, Корш и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их пред-ставителей, сохраняя марксову па-радигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т. п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксо- вой трактовкой сущности человека, которая якобы "в своей действитель-ности" есть "совокупность всех об-щественных отношений". Выступая философией индустриализма, фило-софией техногенной цивилизации, философией преобразующей челове-ческой практики, М. продемонстриро-вал уникальный потенциал самооб-новления в 20 в. — ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм (Гольд- ман, Альтюссер и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (С. Жижек и Люблянская школа психоанализа); "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал "Праксис" — Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоя- нович и др., польская "философия человека" — Л. Колаковский, А. Шафф и др.); линия деконструктивизма (Джеймисон и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути, чисто гегельянской) ус-тановкой на постижение интегриро-ванным научным знанием общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно — "научным социа-лизмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями облада-ющей, выше всех остальных людей. Демократия, сврбода индивида, про-цедуры убеждения и компромиссы как условия нормального существования общества и социальные мак-симы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как цент-ральному условию обретения людь-ми "царства свободы". (См. Нео-марксизм.)А. А. Грицанов
Еще по теме МАРКСИЗМ:
- МАРКСИЗМ
- МАРКСИЗМ
- МАРКСИЗМ - ЛЕНИНИЗМ
- МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
- 7. Марксизм и экологический взгляд на экономику
- 5. Народничество и распространение марксизма в России
- 6. Постулаты хрематистики в политэкономии марксизма
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.Общественный прогресс и его критерии.
- IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 1
- ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ К. МАРКСА
- 2. Деятельностное направление
- НЕОМАРКСИЗМ
- ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория
- ПРАКТИКА
- 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
- ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД
- ПРАКТИКА
- ПРАКСИС
- НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
- НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center