<<
>>

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА


— тер-мин, используемый в современной культурологии для обозначения спе-цифической разновидности духовно-го производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предпо-лагающего возможность широкого тиражирования оригинального про-дукта.
Появление М. К. принято связывать с эпохой становления круп-ного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привыч-ных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М. К. возникает, с одной стороны, как по-пытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой — как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М. К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчи-вых мировоззренческих клише, фор-мирующих неявный кодекс миропо-нимания и модели поведения. М. К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успе-ху, надежда на чудо и т. п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному вос-приятию реальности. М. К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М. К. является точный выбор адресата-по- требителя (возрастной, социальной и национальной групп), что опреде-ляет выбор соответствующих худо-жественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значи-тельный доход. М. К.традиционно противопоставляется элитарной куль-туре, способной создавать уникаль-ные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного куль-турного багажа. Элемент новаторства в М. К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном со-зданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать М. К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М. К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями эли-тарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народ- ной культурой. Превращая эзоте-рические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть "наивного" сознания, М. К. способствует его обогащению и раз-витию. В то же время, фиксируя су-ществующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М. К. оказывает обратное влияние на эли тарное культуротворчество и в зна-чительной степени задает ракурс со-временного прочтения культурной традиции. Динамика М. К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и миро-воззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общест-ва. М. К. представляет собой естест-венное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие фено-мены М. К. (комикс, "черный" кри-минальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разно-видности урбанистического фольк-лора. Поэтому значимость конкрет-ного продукта М. К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
М. Р. Жбанков
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МАССОВАЯ КУЛЬТУРА:

  1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
  2. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО
  3. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
  4. 50. МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ
  5. 65. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  6. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
  7. 49. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  8. 4.Массовая персонализация
  9. Целевые средства массовой информации
  10. 47. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  11. МАССОВЫЙ ОПРОС
  12. 70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  13. 48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  14. Массовая веб-истерия
  15. Рост массового дохода
  16. ГЛАВА 11 теория массового обслуживания
  17. 71. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  18. II. ОПИСАНИЕ МАССОВОЙ ДУШИ У ЛЕБОНА
  19. Конституционные основы свободы массовой информации
  20. 1.1. Использование средств массовой информации