<<
>>

МАТЕРИАЛИЗМ

(лат. materialis — вещественный) — философское миро-понимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого по-знания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия — материальное начало, материю.

Вклю-чая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М.

Материальное единство мира 615

восходит своими истоками еще к ан-тичному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, М. достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Ди-дро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно- религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций. 19 в. в истории М. ознаменовался, с одной стороны, утратой им доминирующего положения в среде философской интеллигенции Западной Европы, с другой —¦ приданием ему (усилия-ми ряда радикальных его представителей — Маркс, Энгельс, Дюринг и др.) статуса особой самоосознающей "магистральной линии", "партии" в истории философского знания, "от века" противостоящего идеализму (см.

Основной вопрос философии). Вследствие избыточного акцента представителей философского М. конца 19 — первой четверти 20 в. на задачах теоретического обоснования беспрецедентно популярных в этот период идей революционизма и силовых сценариев макроэкономи-ческих трансформаций, М. 1920-х остановился в своем развитии на жестко замкнутой системе теоретических догматов и упрощенной он-тологии. В дальнейшем усилиями мыслителей философского М. "новой волны" (Лукач, Грамши и др.) раз-рабатывается деятельностная пара-дигма М., сочетавшая в себе диалек- тико-материалистические подходы Маркса с категориально-понятийными изысками и поисками новейших философских систем 1920—1930-х (Хайдеггер и др.). Определенный до-полнительный импульс эволюции школ М. в 1930—1940-х придали те-оретические реконструкции фраг-ментов ранних рукописей Маркса, посвященных проблеме отчуждения и самоотчуждения человека, объяс-няемые через философскую рефлек-сию над процессом отчуждения труда. В конце 20 в. догматы философского М. нередко исполняют роль фило- софско-идеологической пропедевтики для категорий социальных аутсайдеров, разделяющих идеалы позитив-ности массовых общественных деяний деструктивного типа.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МАТЕРИАЛИЗМ:

  1. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА
  2. МАТЕРИАЛИЗМ
  3. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  4. Глава Х. Ведет ли благосостояние к материализму?
  5. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  6. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  7. МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ЛУКРЕЦИЙ КАР
  8. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  9. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  10. диалектическом материализме
  11. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  12. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  13. 6. Антропологический материализм Л. Фейербаха
  14. МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный
  15. Особенности материализма Локка и проблема бога.
  16. Протяженно-телесный атрибут субстанции и особенности материализма Спинозы
  17. 5. АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ, АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВДЕМОНИЗМ В ЭТИКЕ ГАССЕНДИ
  18. 7. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА, МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И НЕРЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА СПИНОЗЫ