<<
>>

МАТЕРИЯ

(от лат. materia — ве-щество, материал) — то, из чего все происходит, телесное первоначало. Термин возник примерно в I в. до н. э. как перевод греческого слова «поле»(буквально:корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.

Стоящие у истоков философского понимания материи натурфилософы VI—V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Ари-стотеля, который мыслил ее как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возможность действительности. При этом Аристотель раз-личал материю «последнюю» — уже обладающую некоторой оп- реленностью возможность бытия конкретной вещи, и «первую» — чистую возможность бытия всех вещей. В отличие от Аристотеля древние стоики не проводят такого различия, и их материя схожа с аристотелевской первоматерией. Другое важное отличие заключается в том, что в материи стоиков присутствует содержащий формы («семена») вещей Бог (Логос-огонь).
В эпоху поздней античности в осмыслении материи появляется этический аспект. В гностицизме материя — это ни-зменное, злое начало, которое поглощает и разделяет начало ду-ховное, возвышенное. Сходные мотивы обнаруживаются и в ма-нихействе. Наметившееся в этот период противопоставление ма-терии (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень де-градации духовного, истекающего из первоначала — неподвижного Единого. Материя противопостав-ляется последнему также и как абсолютная изменчивость, множественность.

Объективно-идеалистическая тра-диция противопоставления косной материи активному духовному, образец которого был задан платонизмом, в Новое время приобрела теоретического оппонента в философ-ском материализме, для которого материя — центральное понятие.

В основу материалистического понимания материи, которое идейно восходит к древнегреческим атоми-стам, стоикам и натурфилосо- фам-досократикам, была положена картезианская телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой. Представители классического материализма XVIII—XIX вв. (Д.Дидро, Дж.Толанд, П.Гольбах, J1. Фейербах, Л. Бюхнер и др.) рассматривали материю как единствен-ную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к са-модвижению и саморазвитию, про-странство и время (а по Дидро также и чувствительность) считают ее атрибутами. Способность материи к саморазвитию в особенности под-черкивалась материализмом диалек-тическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в XIX—XX вв. С точки зрения последнего, материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования. Разви-тие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти основ-ных уровней: механическое, фи-зическое, химическое, биологическое, социальное. Жизнь, об-щество, таким образом, высшие формы движения, несводимые ни друг к другу, ни к низшим уровням. Духовное объясняется как свойство особой «высокооргани-зованной» материи — социализо- ванного мозга, а способность по-знавать мир выводится из субстанциального атрибута материи — отражения.

Мерло-Понти

*МАХ Эрнст (1838—1916) — австрийский физик, историк науки и философ. Работал в Венском университете, был ректором Пражского университета. На ру-беже веков широкую известность приобрели философские работы Маха. В русском переводе были изданы «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1907) и др. Мах считал, что научные понятия должны быть определены через наблюда- емые данные, последние же сводятся к основным «элементам» — чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащим в основе всякого познания.

С ощущениями связаны чувства, настроения, волнения. Тела — это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, то-нов, степеней давления и т. д.), между которыми существуют про-странственные и временные связи. «Я» — относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений, связанный с особым, живым телом. С точки зрения Маха, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психиче-ского, поскольку «элементы» — ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физической, ни к психической сфере. Рас-сматривая мир как «комплекс ощущений», Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки он считал обеспечение «экономии мышления» (последнее рассматривалось им и как характеристика познания вообще, обусловленная необходимостью приспособления организма к фактам). При этом излишней для развитой науки оказывалось наличие объяснительной части, «паразитических» элементов, к которым Мах относил, например, понятие причинности. Мах явился осново-положником «второго позитивизма» (называемого также махизмом, эмпириокритицизмом).

МЕЛИСС ИЗ САМОСА (V в. до н. э.) — древнегреческий фи-лософ, представитель школы элеатов. Мелисс систематизировал в прозе философию элеатов, внеся в нее свои изменения. Так, в отличие от Парменида, он считал бытие бесконечным. Конечность бытия предполагает существование пустоты, т. е. небытия, что, по элеатам, невозможно. Кроме того, Мелисс усилил отрицательное отношение элеатов к миру кажимости. Он признает только то, что устанавливается разумом.

Метафизика

МЕРЛО-ПОНТИ Морис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологии. На формирование фило-софской позиции Мерло-Понти существенное влияние оказала феноменология Э. Гуссерля, а также онтология М. Хайдеггера, психоанализ З.Фрейда, лингвистика Ф. Де Соссюра. Его первая книга — «Структура поведения» (1942) — осталась практически незамеченной, вместе с тем в ней содержалась обстоятельная критика бихевиоризма в психологии, приобретшая особую актуальность в англоязычной психологической и философской литерату-ре двумя десятилетиями позже.

Вторая книга Мерло-Понти — «Феноменология восприятия» (1945), — несмотря на название, явилась трудом, где автор сформулировал и систематически изложил фундаментальные положения своей философии. Здесь понятие восприятия предстает не как психологическая категория, призванная объяснить человеческую субъективность через противостоящий ей мир объектов, но как философское понятие, обеспечивающее концептуальные основания мира, пространства, времени, человеческого действия и свободы. Исходя из экзистенциалистски истолкованного гуссерлевского понятия «жизненного мира» и углубляя феноменологическую редукцию, Мерло-Понти трактует восп-риятие как феномен, посредством которого осуществляется жизнен-ная связь человека с миром. Согласно Мерло-Понти, необходимо отказаться от рационалистически-идеалистической трактовки сознания, с позиций которой мир предстает в качестве предмета нашего суждения. Чтобы понять мир, необходимо ос-вободиться от «предрассудка объек-тивного мира» и прийти к дообъек- тивному сознанию, включающему в себя «жизненный мир», в котором важное значение приобретает «живое тело» (субъект восприятия), фе-номенологически понимаемое как единство мира и человека. Перво-степенная роль телесности определяется тем, что именно тело и его интенциональные движения, передающие человеческие потребности и желания, изначально обеспечива-ют выражение и самовыражение человека. Благодаря телу оказывается возможным не только проявление человеческой субъективности, но и «осуществление» на-шего понятия пространства, а следовательно, объектов внутри него, наделение их смыслом и создание значений, что само по себе означает проектирование мира культуры. Это также позволяет преодолеть непроходимую пропасть между «я» и «другими», возникающую в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, с которым Мер-ло-Понти открыто полемизирует. Тот факт, что люди телесно воп-лощены, делает возможным су-ществование общего мира и понимание человека как открытого, общающегося бытия, обращенного к «другому». В этой связи особую значимость Мерло-Понти придает языку, рассматривая слова как носители значения в интен- циональном поведении. В более поздних трудах («Знаки» (1960), «Видимое и невидимое (1964), «Проза мира (1969)), опираясь на идеи Соссюра, Мерло-Понти разрабатывает феноменологию языка, стремясь обосновать причастность человека бытию через анализ лингвистического опыта.

Методология

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме МАТЕРИЯ:

  1. Материя
  2. Материя
  3. Форма и материя
  4. МАТЕРИЯ и ФОРМА АТОМОВ
  5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА-ЛИЗМ
  6. Тема 17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
  7. возвращение в альма-матер
  8. Тема 25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  9. Глава 4 МИСТЕРИИ ИЗ ТОНКОЙ МАТЕРИИ
  10. МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество