<<
>>

МАТЕРИЯ и ФОРМА АТОМОВ

Л

220. Аристотель. Физика III, 4'- Д говорит, что ни одно первотело не возникает из другого; однако и для него началом всего служит общее тело, разбитое на части, отличающееся по величине и фигуре.

220а.

Аристотель. О небе Ш, 4: Л. и Д из Абдер... (1 /) Ведь тела отличаются своей формой, но так как число форм бесконечно, то бесконечно и число [различных] простых тел. Какова же и какого рода форма каждого из элементов, они при этом не определили, только огню они придали форму шара.

221. Аристотель.МетафизикаXII, 1: И, как говорит Д, все было вместе потенциально, но не актуально. Александр, комм. 673,19: Но и Д, говоря «все было

123

вместе потенциально», обнаруживает, что он пришел к неясному представлению о материи, ибо выражение «все было вместе потенциально» означает то же, что «в нас есть нечто, что может потенциально [превращаться] во все». Гален. Об элементах по Гиппократу!, 2: В идее и потенциально можно было бы утверждать, что все едино, как говорят об атомах сторонники Эпикура и Демокрита.

222. Аристотель. О возникновении иуничтоже-нии1,8: Подобно тому как написал Платон в «Тимее». Он говорит примерно в том же духе, что и Левкипп, но отличается от него лишь п том, что неделимыми [элементами] у Левкшша являются тела, у Платона плоскости; при этом Левкипп утверждает, что каждое из его неделимых тел характеризуется особой формой, причем число этих форм бесконечно, а по Платону число их ограничено. Однако же оба ут-верждают, что элементы неделимы и характеризуются формой.

223. Аристотель. Физика!, 1: И если необходимо, чтобы первоначала были бесконечны по числу, то либо так, как говорит Д., одними и теми же по ха-рактеру, по фигуре же или по форме различными, либо наоборот...

224. Симпликий, комм, к «Физике» I, 4 (то, что бесконечно по числу форм, в некотором роде непознаваемо), стр. 166, 6: Последователи Демокрита и Лепкшша хотя и приняли первоначала бесконечными по числу, но для каждого из них приняли одну и вполне определенную форму и сущность, так что первоначало с их точки зрения вовсе не является непознаваемым, если не принять во внимание того, что они приписали элементам бесконечное число форм или некоторых других особенностей внешнего вида.

225.

Александр. О смешении I (из философских учений и из рассуждений о смеси и смешении): Расходились во взглядах по этому вопросу те, которые утверждали, что все тела мира явлений имеют субстанцией одну и ту же материю, с теми, которые об-разовывали его из ограниченного [числа] определен124

ных тел. Из них одни утверждают, что первоначалами и элементами являются неделимые тела, бесконечные по числу и отличающиеся друг от друга только по форме и по величине, и что путем соединения и некоторого рода сплетения их, а также и в зависимости от того или иного порядка и положения происходит все прочее. Полагают, что первыми сторонниками этой теории были Л. и Д., а позже и Эпикур и все те, которые шли с ним по одному пути. Причина такого разногласия между ними — трудности, свя-занные с таким учением. Так как смешение тел друг с другом происходит на наших глазах, то почти все философствовавшие о природе и о явлениях природы устремились к отысканию причины этого явления, но так как нахождение этой причины затруднительно и каждое из предложенных объяснений приводит к своим трудностям, то каждый направился по другому пути.

226. Цицерон. О природе боте 1,24,66: Таковы-то бесстыдные утверждения Демокрита или даже еще раньше его — Левкиппа: существуют какие-то тельца, одни шероховатые, другие округленные, частью же угловатые или с крючками, некоторые же ис-кривленные и как бы изогнутые.

227. Аристотель у Симпликия, комм, к «О небе» 1,10, стр. 295,5: Д считает, что существуют столь малые субстанции, что они недоступны нашим чувствам. Им присущи всевозможные формы и всевозможные очертания, а также [всевозможные] различия по величине. Притом же одни из них кривые, другие якореобразные, одни вогнутые, другие выпуклые, третьи имеют другие бесчисленные различия.

228. Симпликий, каъш. к «Физике» 1,2, стр. 44,3: Сторонники Демокрита, принимая, что атомы имеют одну и ту же субстанцию, видели в «полном» однородное вещество.

229. Аэций I, 14, 3: Л. считал, что атомы имеют множество форм.

230.

Филопон, комм, к «Физике» III, 4, стр. 398,11: Как говорит Аристотель, Д. утверждает, что первоте125

ла — именно атомы — никогда не возникли (ведь ни одна вещь не может возникнуть из другой наподобие того, как шарообразное возникает из пирамидального). Ибо он принимает одну общую телесную природу при всех конфигурациях, причем частями этой природы являются атомы, отличающиеся друг от друга величиной и конфигурацией. Не только каждый из них имеет другую конфигурацию, но также одни из них больше, другие меньше.

231. Аристотель. О небе Ш, 8: Огонь... одни придали ему форму шара. Симплпкий, комм, к «О небе» Ш, 7, стр. 649,9: Ксли разделить пирамиду или шар — ведь последователи Демокрита считали огонь шаром... Филопон, комм, к <О возникновении и уничтожении»!, 1, стр. 12,31: Согласно Демокриту... Ведь огонь иземля состоят не из одних и тех же атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов. Филопон, комм, к «Физике» Л, 2, стр. 229,1- Шарообразные (атомы) образуют огонь.

232. Феофраст. Об огне 52: Возникает следующее затруднение: почему форма пламени пирами-дальная? Д. говорит, что вследствие охлаждения поверхности пламени оно все больше сужается и наконец заканчивается острием...

233. Филопон, комм, к «Физике» 1,5, стр. 116,21: Д. говорит, что атомы противоположны друг другу по форме: одни угловатые, другие углов не имеют. Ведь угловатое и лишенное углов противоположно друг дру!у. 11оэтому эта же противоположность является и причиной различия сложных тел, поскольку одни из них угловатые, другие без углов. Это различие вызывается и порядком атомов, как, например, если окажется, что в одном теле спереди шарообразные атомы, а сзади пирамидальные (как, например, в человеке шарообразные атомы наверху, что и является причиной шарообразности головы, пирамидальные же атомы сгруппированы в области челюсти), в другом же [теле] — наоборот, но [так или иначе] переднее противоположно заднему. Кроме того, [тела] отличаются положением атомов, как, например, если пирамиды в одном теле обращены вершинами книзу, а основанием кверху (например, в челюсти: здесь верши126

ны снизу, а основания сверху), в другом — вершинац; ми кверху, а основаниями книзу. *

234. Аэций 1,3,18, Евсевий. Введение в Евангелие XIV, 14,5: Д. говорил, что атомы имеют два свойства: величину и форму, а Эпикур... говорит... что... формы атомов необозримы, но не бесконечны по числу. Ведь не существует, по его мнению, ни якореобразных, ни трезубцеобразных, ни закрученных атомов: все эти формы весьма хрупки, а атомы, не будучи подвержены внешнему воздействию, неразрушимы. [Такую же полемику с Демокритом мы находим у Эпикура (Письма 1,42)]: Сверх того, атомы, т. е. полное, из соединения которых получаются тела и на которые тела распадаются, необозримы по числу различных форм, ибо из ограниченного числа форм не могло бы получиться столько различий. Но число одинаковых .11 < >м( ш < >Д1 к )й и той же формы в прямом смысле слова GCCKOI теш ю, т< >гда как число различий не бесконечно, а лишь необозримо.

235. Лактанций. О гневе божьач 10,5: Д. понял, что если у всех атомов будет одна и та же природа, то они не смогут произвести различные вещи, при-чем отличающиеся таким разнообразием, какое, как мы видим, существует в мире. Поэтому он утверждал, что атомы бывают и гладкими, и шероховатыми, и круглыми, и угловатыми, и крючкообразными... Если же они шероховатые, и угловатые, и крючковатые (а это нужно для того, чтобы они могли зацепляться друг за друга), то их можно будет разрезать и рассечь: ведь в этом случае неизбежно будут торчать крючки и утлы, которые смогут быть оторваны. <...>

D.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме МАТЕРИЯ и ФОРМА АТОМОВ:

  1. Форма и материя
  2. Материя
  3. Материя
  4. МАТЕРИЯ
  5. Тема 17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
  6. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА-ЛИЗМ
  7. Тема 25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  8. возвращение в альма-матер
  9. МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество
  10. Глава 4 МИСТЕРИИ ИЗ ТОНКОЙ МАТЕРИИ
  11. Из НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ЧТО-ЛИБО(ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ
  12. Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности
  13. 1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание?
  14. 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.Их взаимосвязь и различие.
  15. 1.5. Процессуальная форма