МАЙЕВТИКА
(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода фило-софствования, специфицирующего со- кра-тический диалог прежде всего по отношению к софистическому.
М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого — лишь во-прошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необхо- димы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредст-вом постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает об-разцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)Д. В. Майборода
МАЙМОН (Хейман) Соломон (1753— 1800) — философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Поль-шу в Германию. Философские способности "юноши из Литвы" при-влекли внимание М.
Мендельсона, а затем Гёте, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих понявших суть его идей. Считая иудаизм в догматичес-ком плане более чистым, чем хрис-тианство, М., однако, выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. Май- монид), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе "Наставник заблудших", дав ей рационалис-тическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристоте- лизму, результатом чего стала его работа "Категории Аристотеля"; М. признавал и влияние на себя филосо-фии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, на-писав замечания к "Критике чистого разума". Позже (1790) им написана фундаментальная работа "Опыт трансцендентальной философии". По мысли М., сознание по собственным законам создает свой предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики — условия существования предметов возможного опыта. "Вещь в себе" М. характеризовал как про-явление метафизического догматиз-ма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и про-светительских проектов, ориентиро-ванных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. М. принадлежат также работы "О тропах", "О значении Бэкона Верулам- ского и Канта для новейшей философии", "О мировой душе", "Опыт новой логики, или Теория мышления", "Очерки по истории философии" и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили нео-кантианцы (особенно Коген).Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
Еще по теме МАЙЕВТИКА:
- МАЙЕВТИКА (греч. maieutike - повивальное искусство
- ДИАЛОГ
- МАРКСИЗМ
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- Значение софистов:
- АРИСТОТЕЛЬ.
- ПИФАГОРЕИЗМ
- 2. Классический период античной философии
- ЛОГИКА (греч. logos - слово, рассуждение, понятие, разум
- СОКРАТ (ок. 470-399 до н.э.
- ТЕХНИКА
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА-ЛИЗМ
- Тема 6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И СОФИСТЫ
- СОЗНАТЕЛЬНОЕ
- Авторы статей
- Указатель имен
- Глава VI. Античная философия
- § 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом
- ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center