<<
>>

МЕТАФИЗИКА

(греч. metataphy- sika — после физики: выражение, веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родос-ским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о "первых родах сущего") — понятие фи- лософской традиции, последовательно фиксирующее в исторических трансформациях своего содержания: 1) в традиционной и классической философии М.

— учение о сверхчув-ственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумп-циям натурфилософии как философии природы. В данном контексте вплоть до первой половины 18 в. (а именно: вплоть до экспликации содержания ряда понятий философ-ской традиции Вольфом) М. отожде-ствлялась с онтологией как учением о бытии (см. Онтология). Предмет М. в данной ее артикуляции варьирует-ся в широком веере от Бога (см. Бог, Теология) до трансцендентально по-стигаемого рационального логоса мироздания (см. Логос, Трансцен-дентное и Трансцендентальное). Кон-ституируемое в этом мыслительном контексте классическое математизи-рованное естествознание парадиг- мально фундировано презумпцией метафизического видения мира (Дер-рида в этом плане интерпретирует математику как "естественный язык выражения взаимосвязи М.
и идеи Единого или Логоса"). Понимание М. как учения "о первоосновах" при-водит в рамках данной традиции как к практически изоморфному отож-дествлению М. и философии как та-ковой, так и к тенденции метафори-ческого использования термина "М." в значении "общая теория", "общее учение" (вплоть до "М. любви" у Шопенгауэра или "М. секса" у Дж. Ч. А. Эволы); 2) в неклассической философии М. — критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного непосредственному эмпиризму (в позитивизме), специфически понятой диалектике (в марксизме — см. Диалектика, Марксизм, Нео-марксизм), неотчужденному способу бытия человека в мире и адекватному способу его осмысления (у Хайдегге-ра), субъектному моделированию ре-альности (в феноменологии — см.
Фе-номенология, Гуссерль) и т. д. Так, "позитивная философия" Конта ре-шительно дистанцируется от мета-физической проблематики, артику-лируемой в качестве спекулятивного пространства "псевдопроблем" и бес-содержательных суждений, не подле-жащих верификации (см. Верифи-кация); Ленин противопоставляет "метафизическому решению раз на-всегда ("объяснили!!") вечный процесс познания глубже и глубже"; феноменология расценивает М. как "преднайденность мира", основанную на "некритическом объективизме", пресекающем возможность констру-ирования его субъектом;а по оценке Хайдеггера, "метафизика как ме-тафизика и есть, собственно говоря, нигилизм". Начало данной интер-претации М. может быть возведено к гегелевскому употреблению термина "М." для обозначения принципи-альной ограниченности рассудка по сравнению с разумом (в кантианской интерпретации последних). В силу унаследованной эпохой модерна от классики интенцией на отождеств-ление М. с философией как таковой отказ культуры от аксиологического акцента на метафизичность стиля мышления связан и со своего рода кризисом статуса философии как "царицы наук" в системе культуры (см. Методология, Философия). Реакция на этот кризис нашла свое выражение в интенциях конституи-рования М. в качестве удовлетворяющей всем требованиям сциентиз-ма "строгой науки" (Э. Гуссерль), "индуктивной науки" (X. Дриш — см. Витализм), "точной науки" (Г. Шнейдер), "фундаментальной на-уки" (Й. Ремке) и т. п.; 3) в постне- классической интерпретации М. -- это классическая философия как таковая (прежде всего в идеалисти-ческой своей артикуляции), т. е. фи-лософия, характеризующаяся такими фундаментальными презумпциями, как: а) презумпция наличия объек-тивирующегося в логосе единства бытия (см. Логос, Логоцентризм) и б) презумпция единства бытия и мышления (см. Идеализм). В этой системе отсчета философия классической традиции конституируется, согласно постмодернистской ретроспективе, как "философия тождества", в отличие от современной философии как "философии различия" (см.
Тожде-ства философия, Различия философия, Идентичность). Согласно оценке Хабермаса, данные презумпции теряют свой аксиоматический ста-тус под влиянием таких культурных феноменов, как: 1) радикальная критика сциентистски-техногенной ци-вилизации (см. Философия техники, Франкфуртская школа), фундированной в своих рациональных гештальтах жесткой субъект-объектной оппозицией (см. Бинаризм), и 2) де-трансцен- дентализация сознания, интерпре-тируемого в качестве"ситуативного" (как в смысле исторической артику- лированности, так и в смысле процес-суальной процедурности). Верхним хронологическим пределом культур-ного пространства, в рамках которого феномен М. может быть обнаружен, выступает философия Ницше: по Хайдеггеру, Ницше может быть интерпретирован как "последний метафизик", и если в его учении "преодо-ление М." конституируется в качестве задачи, то в философии Хайдеггера эта задача находит свое разрешение. При переходе к постнеклассическо- му типу философствования то проблемное поле, которое традиционно обозначалось как философия сознания, трансформируется в философию языка: по оценке Т. С. Элиота, философия 20 в. пытается опровергнуть "метафизическую теорию субстан-циального единства души" (см. Ана-литическая философия, Реализм, Хайдеггер, Гадамер, Витгенштейн, Куайн, Селларс и др.) и в целом "ос-тановиться у границы метафизики". Современная философия если и ис-пользует концепт "М.", то исключи-

Метафизика 631 тельно в нетрадиционных аспектах (например, М. как "глубинная грам-матика" в аналитической филосо-фии, "метафизика без онтологии" у Коллингвуда или "сослагательная М." у В. Е. Кемерова). Постмодернизм (см. Постмодернизм) продол-жает начатую неклассической фи-лософией традицию "критики М.", а именно "ницшеанскую критику метафизики, критику понятий бытия и знака (знака без наличествующей истины); фрейдовскую критику самоналичия,т. е. критику самосо-знания, субъекта, самотождествен-ности и самообладания; хайдегге- ровскую деструкцию метафизики, онтотеологии, определения бытия как наличия" (Деррида).

Предметом постмодернистской критики стано-вится, по выражению Делёза, "бо-жественное бытие старой метафизи-ки". Согласно программной позиции постмодернизма, современный "тео-ретический дискурс" призван окон-чательно "заклеймить... метафизические модели" (Джеймисон). Философия постмодернизма конституирует пред-метность своей рефлексии как опыт не бытия, но становления (см. Перс- открытие времени). — По оценке Сартром Батая как одного из основопо-ложников постмодернистского типа философствования (см. Батай), его "оригинальность... в том, что он... по-ставил не на метафизику, а на историю". (Во многом аналогичные тен-денции могут быть зафиксированы и в современном естествознании: от-каз от попыток объединения единич-ных фактов в единую метафизическую систему в теории катастроф Р. Тома, синергетическое видение мира как конституируемое, по оценке И. Пригожина и И. Стенгерс, "за пределами тавтологии" — см. Неоде-терминизм, Синергетика, Пригожин.) Дистанцирование от самой презумп-ции возможности М. выступает в ка-честве практически универсальной позиции постмодернистских авторов: Кристева отмечает, что "любая рефлексия по поводу означивания разрушает метафизику означаемо-го или трансцендентального эго" (см. Кристева, Означивание, Транс-цендентальное означаемое); Дерри-да констатирует совершающийся постмодернизмом "поворот против метафизической традиции концепта знака" (см. Пустой знак); Фуко строит модель познавательного процесса как "максимально удаленного от по-стулатов классической метафизики" с ее презумпциями имманентности смысла бытию и его умопостигаемо- сти в усилии незаинтересованного (так называемого "чистого") сознания и определяет современную когни-тивную ориентацию как стремление "скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить в метафизику" (см. Фуко, Генеало-гия). В контексте постмодернистской философии языка в принципе невоз- 632 Метафизика отсутствия

можно конституирование "метафи-зических концептов самих по себе": согласно позиции Деррида, "никакой...

концепт... не является метафи-зическим вне всей той текстуальной проработки, в которую он вписан". В рефлексивной оценке Кристевой используемый постмодернистской фи-лософией понятийный инструментарий выступает как "система обо-значений, стремящаяся избежать метафизики". В контексте разруше-ния традиционного концептуального ряда объект — феномен — ноумен посредством фигуры "онтологической видимости" постмодернистская философия осмысливает себя скорее как "патафизика (начиная от "пата- физики" А. Жарри. — М. М.), ...как преодоление метафизики, которая определенно основана на бытии феномена" (Делёз). В условиях аксиологи-ческой приоритетности в современной культуре презумпции идиографиз- ма (см. Идиографизм) в философии постмодернизма понятие "М." как фундированное идеями Единого, общности и универсализма, вытесняется понятием "микрофизики" как про-граммно ориентированного на идеи принципиальной плюральное™, раз-нородности и отдельности (см. "Пост-модернистская чувствительность"): например, в посвященном иссле-дованию творчества Фуко сборнике "Microfisica del potere: interventi politici" (Италия, 1977) эксплицитно ставится задача исследования не "М. власти", но ее "микрофизики" (ср. с "микрополитикой" у Джейми- сона и у Делёза — см. Событий-ность). В свете данных установок постмодернизм осмысливает свой стиль мышления как "постметафи-зический" (см. Постметафизическое мышление). Однако поскольку, по оценке постмодернизма, "история М." в определенном смысле есть и "история Запада", постольку — при программ-ном радикализме постмодернистской антиметафизичности — "во всякой системе семиотического исследова-ния... метафизические презумпции сожительствуют с критическими мо-тивами" (Деррида). (В качестве примера может служить использование концепта "Метафизическое желание" в философии Другого Левинаса — см. Другой, Левинас, "Воскрешение субъекта"; аналогична, по оценке Рорти, "безнадежная" попытка конститу-ирования Хайдеггером "универсальной поэзии" как специфического варианта М.) В контексте западной культурной традиции даже "обще-употребительный язык", согласно оценке Деррида, "вещь не невинная и не нейтральная.
Это язык западной метафизики, и он несет в себе не просто значительное число презумп-ций всякого рода", но, что наиболее важно, "презумпций... завязанных в систему", т. е. задающих жестко определенную парадигмальную матрицу видения мира. В связи с этим свою задачу постмодернистская фи-лософия определяет как освобождение от этой жесткой однозначности (см. Тождества философия, Различия философия), ради которого "пред-стоит пройти через трудную деконст-рукцию всей истории метафизики, которая навязала и не перестает на-вязывать всей семиологической на-уке... фундаментальную апелляцию к "трансцендентальному означаемо-му" и к какому-то независимому от языка концепту; апелляция эта не навязана извне чем-то вроде "фило-софии", но внушена всем тем, что привязывает наш язык, нашу культуру. Нашу систему мысли к истории и системе метафизики" (Деррида). В этих условиях сама критика М. может оказаться процедурой, вы-полняемой сугубо метафизически, и единственным методом, позволя-ющим избежать этого, является, согласно позиции Деррида, метод "косвенных движений и действий, непременно из засады", в силу чего постмодернизм последовательно под-вергает деструкции практически все базисные презумпции самого метафи-зического стиля мышления (см. Ацен- тризм, Бинаризм, Номадология, Плоскость, Поверхность). (См. также Метафизика отсутствия.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МЕТАФИЗИКА:

  1. О метафизике
  2. Скептицизм против метафизики
  3. «МЕТАФИЗИКА
  4. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  5. Термин "метафизика
  6. Метафизика Дунса Скот
  7. Органистическая натурфилософия и метафизика
  8. Неокантианство; индуктивная метафизика
  9. МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
  10. Метафизика как учение о боге и субстанции.
  11. Метафизика Ибн-Сины. Проблема бога и мира
  12. 9. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ НАУКА, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЛЕЙБНИЦА
  13. МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physica - буквально: после физики
  14. 3. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА ДЕКАРТА
  15. 7. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА, МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И НЕРЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА СПИНОЗЫ
  16. 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия(В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие).