<<
>>

МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ

понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальное™.

В постмодернистской ретроспективе классическая философия предстает как метафи-зика "наличия" или "присутствия" (см. Метафизика), в то время как не-классический тип философствования (начиная с критики "натуралис-тического объективизма" Гуссерлем и исключая интерпретацию Хайдег-гером Бытия как чистого присутст-вия, подвергнутую Деррида критике в качестве метафизического "реци-дива") оценивается философией пост-модернизма как инициировавший "критику... определения бытия как наличия" (Деррида). Уже пред-пост- модернистские авторы демонстрируют смену аксиологических приори-тетов: семантически нагруженным оказывается в их системе отсчета не данное ("присутствующее" или "на-личное"), но, напротив, — отсутствующее.
Так, у Ингардена в семантическом пространстве текста центральную смысловую (смыслообразующую) нагрузку несут так называемые "места неполной определенности". Собствен-но, "полное, исчерпывающее опреде-ление предметов" в литературном или музыкальном произведении (см. Кон-струкция) оценивается им как "нечто, выходящее за пределы... эстетического", — именно "множество воз-можностей, обозначенных местами неполной определенности", откры-вают горизонт "актуализации" тех версий смысла, которые не являют-ся наличными, но "пребывают лишь в потенциальном состоянии" (Ингар- ден). В семантико-аксиологической системе постнеклассического (пост-модернистского) типа философствования понятие "presens" подвергается деструкции во всех возможных аспектах своего содержания: и как presens как "наличие" в смысле завер-шенной данности "наличного" бытия, и presens как "присутствие" в смысле бытия в present continuous.
Постмодернизм отвергает возмож-ность метафизического учения о "смысле бытия вообще со всеми подопреде- лениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историче-скую связь (наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как суб-станция/сущность/существования (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения или момента (nun), наличие cogito са-мому себе, своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен эго)" (Деррида). Постмодернистская текс-тология фундирована презумпцией "пустого знака", выражающей пост-модернистский отказ от идеи рефе-ренции как гаранта наличия смысла знаковых структур (см. Пустой знак, Трансцендентальное означаемое): смысл не эксплицируется (что пред-полагало бы его исходное наличие), но конституируется в процессе озна-чивания (см. Означивание) как наделения текста ситуативно актуальным значением, не претендующим на статус ни имманентного, ни предпочтительного (правильного, корректного и т. п.). Таким образом, отсутствие ис-ходного значения делает текстовое пространство незначимым (в смысле наличия одного, "наличного", смысла), но открытым для означивания, пред-полагающего версифицированную плюральность возможных семантик. Аналогична и постмодернистская концепция "нонсенса" как отсутствия смысла, являющегося условием воз-можности смыслогенеза (см. Нонсенс). Конституирование в философии пост-модернизма М. О. в качестве одной из парадигмальных презумпций во мно-гом конгруэнтно переориентации со-временного естествознания "от бытия к становлению": так, возможные версии упорядочивания неравновесных сред трактуются синергетикой в ка-честве диссипативных, т. е., с одной стороны, оформляющихся за счет энергетических потерь системы (энер-гетического отсутствия), а с другой — принципиально неатрибутивных, имеющих лишь ситуативно актуальную значимость (см. Синергетика, Пригожин).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ:

  1. О метафизике
  2. МЕТАФИЗИКА
  3. Скептицизм против метафизики
  4. «МЕТАФИЗИКА
  5. Термин "метафизика
  6. Метафизика Дунса Скот
  7. Органистическая натурфилософия и метафизика
  8. Неокантианство; индуктивная метафизика
  9. БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ
  10. МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
  11. 6. ОТСУТСТВИЕ КОНТАКТА
  12. Метафизика как учение о боге и субстанции.
  13. Метафизика Ибн-Сины. Проблема бога и мира
  14. Деньги… Но отсутствие свободного времени
  15. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНАБЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
  16. Второй Похититель времени:отсутствие плана
  17. 9. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ НАУКА, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЛЕЙБНИЦА
  18. МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physica - буквально: после физики
  19. 3. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА ДЕКАРТА
  20. 7. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА, МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И НЕРЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА СПИНОЗЫ