<<
>>

МЕТАФОРА


(греч. metaphora — перенесение) — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Первобытное ми-фологическое сознание синкретично, оно не разделяет познаваемый мир и человека, который его позна-ет.
Поэтому М. возникает в период разложения мифологического сознания: в процессе абстрагирования конкретных представлений развива-ется образное мышление. Средневе-ковый монотеистический универсум насквозь метафоричен: для него весь мир полон тайного символического смысла. Народная культура, с ее ка-лендарем, предсказаниями, знаме-ниями, приметами, создает свою версию метафорической символики. Рационалистическая философия Нового времени (Гоббс, Локк) отрица-тельно относится к М. Причина в том, что М. не может непосредственно выражать мысль и передавать знания, не может адекватно сообщать истину. Всевозможные варианты такой оценки М. в познании характер-ны для философских рефлексий субъективизма, интуитивизма, ант-ропоцентризма. Противоположных взглядов придерживается романти-ческая философия, которая считает, что процесс познания метафоричен, а М. — единственный способ толкова-ния мира и мышления о мире. В 20 в. М. используется в рамках художест-венного, повседневного, научного дискурса, что связано с расширением трактовки этого понятия — как любого способа выражения смысла текста. Так, Кассирер полагал, что в человеческом сознании существу-ют основополагающие М., которые предопределяют видение мира и стиль мышления. Способность человека видеть и фиксировать сходство различных предметов, его способность к метафоризации мира — начальная точка мыслительного процесса. М. не ограничена семантически, в пред-ложении она выполняет характеризующую функцию. При изучении языка науки процедура вербализации нового допускает разработку новых языковых средств для адекватной интерпретации полученной инфор-мации и введения ее в общую систему знания. Первоначальный период вербализации совершается, по сути, в метафорической форме, почему по-иск плодотворных, эвристичных М. всегда актуален. Последние деся-тилетия изучением М. занимается философия, логика, семиотика, пси-хология, психоанализ, филология, литературоведение, герменевтика, риторика и т. д.
И. К. Игнатьева
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МЕТАФОРА:

  1. МЕТАФОРЫ
  2. МЕТАФОРА БОРЬБЫ
  3. МЕТАФОРА ВЫРАЩИВАНИЯ
  4. МЕТАФОРА ПУТИ
  5. метафоры
  6. СОЗДАНИЕ МЕТАФОРЫ
  7. Метафоры, аналогии
  8. XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ
  9. СОДЕРЖАНИЕ
  10. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ
  11. ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ КАРТА
  12. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ
  13. РУИНЫ