<<
>>

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

научное направление в фольклори-стике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Фи-лософской основой для М. Ш. послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в пей следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение ис-кусства возможно, согласно учению М. Ш., только на основе мифотвор-чества. Впоследствии эти идеи раз-вивали братья В.

и Я. Гримм, с именами которых в 1820—1830-е связано окончательное оформление М. Ш. Мифология, по утверждению брать-ев Гримм, есть форма первобытного мышления, "бессознательно творящего духа", средство объяснения человеком окружающего мира. Сто-ронниками М. Ш. были А. Кун, В. Шварц — в Германии, М. Мюллер — в Англии, М. Бреаль — во Франции, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Бус-лаев, О. Ф. Миллер — в России. М. III. в Европе развивалась в двух направ-лениях: этимологическом (лингвис-тическая реконструкция мифа) и аналогическом (сравнение сходных по содержанию мифов). Представители первого направления (А. Кун, М. Мюллер) объясняли происхож-дение мифов "солярной теорией" (М. Мюллер), суть которой заключа-лась в том, что предпосылкой для возникновения мифов считали обо-жествление солнца и светил, и "ме-теорологической теорией" (А. Кун), когда первопричину мифов видели в обожествленных силах природы: ветре, молнии, грозе, буре, вихре. Приверженцем "этимологического" направления в России был Ф. И. Буслаев, полагавший, что все жанры фольклора возникли из мифа. "Ана-литической" концепции придер-живались В. Шварц и В. Манхардт, видевшие первопричину мифов в поклонении "низшим" демоническим существам. Взгляды М. Ш. отчасти разделяли А. А. Потебня, А. Н. Пы- пин, синтез всевозможных теорий М. Ш. наблюдается у А. Н. Афанась-ева. Мифологическое направление в процессе развития обогащалось теорией литературного заимствования, теорией эвгемеризма (мифологические божества возникли в результате обожествления человеком великих людей), антропологической теорией (теорией самозарождения мифологи-ческих сюжетов). Такое многообра-зие концепций ослабляло эффектив-ность мифологического подхода к произведениям древней словеснос-ти. В результате возникла необходи-мость в некоем объединяющем нача-ле, коим стал принцип сравнительно-исторического изучения произве-дений древнерусской литературы и фольклора. Таким образом, в процессе развития М. Ш. формируется школа сравнительной мифологии (А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский). Заслуга пред-ставителей этой ветви состоит прежде всего в том, что они собрали и исследовали огромное поэтическое наследие русского народа, сделали его предметом всемирного изучения, заложили основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы. Существенным недо-статком М. Ш. было стремление найти "мифологический" аналог любому, самому незначительному явлению, герою, поэтому ряд теоретических вы-водов школы был отвергнут последу-ющими направлениями. В 20 в. в рамках М. Ш. зарождается "неоми-фологическая" теория, в основе которой лежало учение Юнга об архетипах. "Неомифологи" сводят многие сюжеты и образы новой литературы к символически переосмысленным архетипам древнейших мифов, отдавая при этом приоритет ритуалу над содержанием мифа. Новое направле-ние получило широкое распространение в англо-американском литера-туроведении.

Т. Н. Тарасова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА:

  1. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  2. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  3. Тема 5. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  4. МИФЫ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В БИЗНЕС-ТРЕНИНГЕ
  5. Тема 2. ЛИТЕРАТУРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БОГА ГЕРМЕСА, ЕГО ФУНКЦИИ И ОТНОШЕНИЯ СДРУГИМИ БОГАМИ
  6. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  7. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  8. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
  9. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
  10. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА