МИРОВОЗЗРЕНИЕ
— система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая от-ношение человека к этому миру, дру-гим людям, себе самому и форми-рующая его личностные структуры.
М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, само-сознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. — относительно автономная и ус-тойчивая система внутренних детер-минант жизнедеятельности человека. Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его не-сводимость к теоретической, осо-знанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фунда-ментальными для жизнедеятельное-* ти личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, сло-во и дело, объективное и субъектив-ное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целе-сообразных форм его социального поведения задолго до того, как ис-торически и индивидуально осозна-ются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объ-ективные закономерности его обще-ственного существования. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиоз-ное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возра-стными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наив- ных, стихийных практических соци-альных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощу-щения, чувства, желания, потребно-сти, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица. Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловлен-ным мировоззренческим уровнем. Элементами ого выступают способ-ности, навыки, сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т. д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т. е. сис-темой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, ин-троспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориента-ция. Элементами этого уровня вы-ступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и убеждения личности. Завершающим уровнем системы М. выступает сово-купность субъективно осмысленных "результатов" собственной деятель-ности, что воплощается в личност-ной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъектив-но представленные и оцененные ре-зультаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют ма-кроструктуру системы М. М. — фун-даментальное социальное качество индивида, его формирование каж-дый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормаль-ного человека система М. выступает внутренним законом его жизни, ут-вердившимся в результате сложного процесса познания окружающей дей-ствительности, самопознания и са-мооценки. По отношению к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в отно-сительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превра-щается во внутреннюю причину, де-терминирующую всю совокупность последующего его социального пове-дения в виде соответствующих идеалов и норм. Генезис М., а затем и его сознательное формирование пред-ставляют собой прежде всего слож-ную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воз-действия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям. Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препариро-ванная, неполная и неадекватная со-циальная информация и т. д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного и осознан-ного выбора собственной социальной ориентации. Система М. личности всегда специфична и отражает инди-видуальные особенности ее жизнеде-ятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однород-ную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: ре-лигиозный, националистический, коммунистический). Социальной основой и целью прогрессивного демо-кратического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирую-щий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное "ядро" личности обусловливает ее целост-ность, ответственность, рациональ-ную и адекватную ориентацию в об-ществе.И. И. Жбанкова
Еще по теме МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- 2. Исторические типы мировоззрения
- Глава I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
- 1. Мировоззрение и его структура
- Философия и мировоззрение
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- Тема 9. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- 2. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV—XV ВЕКОВ, АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Глава I. Зачем нужна философия?
- КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
- КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ФИЛОСОФИЯ
- МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
- Марк Аврелий
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
- ВЕРА
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center