<<
>>

МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный


— 1) практика, целью которой является слияние, единение с Абсолютом, субстанцией; 2) фило-софские и теологические доктрины, обосновывающие мистическое ми- ровидение и практику. Онтологическим основанием мистики служат две идеи: 1 — в бытии есть духовное начало (оно может быть единственной субстанцией, может быть синкретично слито с материальным, либо быть параллельным материальному, либо наделяться статусом «свойства» материального); 2 — ду-ховное в человеке есть часть мирового духовного как целого. Вторая идея классически оформлена тезисом Гегеля «о тождестве бытия и мышления». Античными атомистами была предложена модель соотношения «микрокосма» и «макрокосма», активно использовавшаяся ев-ропейской философией. Однако, опираясь на эту модель, философия в познании разделилась на: а) рационализм, где познание «макрокосма» опосредствуется разумом, мышлением; б) иррационализм, мисти-цизм, где познание в своем конечном пункте оказывается непосред-ственным усмотрителем индивидуальной душой абсолюта, а вся мис-тическая практика есть путь, способ подведения к черте, за которой открывается Истина, причем она от-крывается каждому в соответствии с его заслугами, индивиду-ально. Мистику надо отличать от магии, целью которой является не только подключение к Абсолюту, но и управление им. Мистическая практика может быть частью ма-гической. Мистика в первом значении зародилась в глубокой древности, когда человек стал подниматься над своим биологическим естеством. Шаманство, колдовство были направлены на сближение мира человека с миром духов, богов, природных сил. Сам шаман обладает способностью мысленного перевоплощения (что можно рассматривать как невроз, а можно как мастерство актера) в растения, животных, в природные силы, мысленно перемещаться во времени и в про-странстве, то есть сливаться с природой, вечностью. Такая же способность заложена в искусстве, которое есть не только мастерство перевоплощения творца (писателя, музыканта и т. п.), но и способность зрителя к сопережи-ванию, эмпатии (вчувствованию). Не случайно музыка в пифагореизме была средством очищения души, наиважнейшее место она занимает в философии Шопенга-уэра, Ницше. Во втором значении мистика возникает тогда, когда происходит развитие логики, а мистические учения во многом средствами же логики обосновывают невозможность познания «не-изреченного» бытия с ее помощью. Таков апофатизм Псевдо-Дионисия Ареопагита; даже схоласт Фома Ак- винский признает, что максимально приблизиться к Богу в познании можно не с помощью диалектиче-ских (логических) выкладок, а с помощью любви; таково «Ученое незнание» Кузанского. Спектр мистических учений велик и разнообразен. Первые крупные мистические учения возникают в Индии — веданта, буддизм, в Китае — даосизм, в Греции — пифагореизм, отчасти платонизм (особенно так называемое оральное творчество, письменные диалоги связаны с рационализ-мом). Далее неоплатонизм, гности-цизм, манихейство, суфизм, каббала, исихазм, теологии Экхарта, Флорского, Беме, антропософия, теософия и др. Хотя каждая крупная система разрабатывала свои психотре- нинговые модели, психофизиологические упражнения, что обусловливалось различием климатических и культурных условий, однако многие элементы совпадают: в теистических системах используются молйт- вы, посты, мистерии, таинства (одно из важнейших — таинство причащения в христианстве), в буддизме и исихазме — дыхательные упражне-ния, определенные позы и пр. Мистические мотивы присущи многим философским учениям, которые традиция относит к радикально ра-ционалистическим. Это тот случай, когда крайности сходятся, по-скольку и рационализм, и иррационализм имеют единое метафизическое обоснование возможности познания.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный:

  1. МИСТИКА (греч. mistikos - таинственный
  2. МИСТИКА
  3. НАРКОAHAЛИЗ (греч. narke - оцепенение и греч. analysis - разложение, расчленение
  4. ПСИХОСОМАТИКА (греч. psyche - душа, дух и греч. soma - тело
  5. ПСИХОБИОГРАФИЯ (греч. psyche - душа и греч. biogra-phia - жизнеописание, история жизни; жизнь
  6. ПСИХОДРАМА (греч. psyche - душа и греч. drama - действие
  7. ИСИХАЗМ (греч. hesychia - спокойствие и тишина
  8. ЛОГОС (греч. logos
  9. АРХОНТ (греч. archon)
  10. ДЕЛЬТА (греч. delta
  11. ЭКЗЕГЕТИКА (греч. exegeomai - истолковываю
  12. ПРАКСЕОЛОГИЯ (греч. praxis - действие
  13. ТЕИЗМ (греч. theos - бог