МОДА
(лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и мас-штабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.
Кант определял М. как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение каким-либо явлени-ем М. известна еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 14—15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому фено-мену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цик-личность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (М. обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности мас-сового вкуса данного общества в данное время. К функциям М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление со-временностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым яв-лением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается в ее тенденции к сближе-нию и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно го-ворить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19—20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. — это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в совре-менной М. резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7—10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ве- дущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовнос-ти к изменениям, восприимчивости к новому и т. п.Д. К. Безнюк
Еще по теме МОДА:
- МОДА И ЭСТРАДА - ОРУЖИЕ РАЗРУШЕНИЯ НАШЕЙ ПСИХИКИ
- МОДА (лат. modus - мера, правило, образ)
- ГРУППА ВСТРЕЧ
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Предисловие
- ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙНА
- 9.4. Дифференцированные и укрупненные нормативы
- 49. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РФ
- Глава 5Как вызывать влюбленность
- Оценка конъюнктуры фрахтового рынка. Фрахтовые индексы
- Вызываем влюбленность у дикаря
- Тема 2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- Основные драйверы отрасли тимбилдингов
- Понятие культурной экономики состоит из следующих ключевых элементов
- Изучение образа жизни
- АВАНГАРДИЗМ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center