<<
>>

МОДАЛЬНОСТЬ

(лат. modus — мера, образ, способ) — в логике — понятие, выражающее: 1) субъективное отношение человека к информации; 2) характер и степень достоверности знания. В высказываниях с М.

(модальных высказываниях) выражается определенное отношение к ут-верждаемым фактам и положениям дел, дается оценка этим фактам и тем самым выявляются основания для самого акта утверждения. В ло-гику модальности были введены Аристотелем. Он рассматривал их как особый способ приложения пре-диката к субъекту:"В необходимо (возможно, случайно) присуще А" (названные в средние века М. de ге). Но разрешить проблему М. в рамках построенной двузначной логической теории силлогизмов Аристотелю не удалось. Предметом логического анализа стоико-мегарской школы были высказывания, в которых не выявлялась субъектно-предикатная структура. М. "необходимо", "воз-можно", "случайно" стоики и мега- рики рассматривали как операторы, действующие на высказывание в целом (названные М. de dicto). В средние века многие интуитивно очевидные для античной логики представления о М.
были преданы забвению. Тем не менее еще в сере-дине 13 в. В. Шервуд (ум. в 1249) различал шесть видов М.: истинно, ложно, возможно, невозможно, слу-чайно, необходимо. В следующие века логики свели их трем формам: неизбежно, возможно, невозможно, а затем — истинно, ложно и неразрешимо. В средневековой логике различали два типа М. — М. de dicto и М. de ге. М. de dicto, переводимые как "необходимо, что р", "возможно, что р", играют роль операторов и от-носятся к высказываниям вида р. М. de ге выражает особый тип связи субъекта (предмета мысли) с преди-катом (признаком, присущим предмету мысли): Р (предикат) необходимо (случайно, возможно) присущ S (субъекту). Общепринятым в логике 12—13 вв. было различение двух М. необходимости: necessarium per se (необходимость сама по себе) и necessarium per accidens (акцидентальная необходимость).
Утверждения с М. первого типа индифферентны в отношении времени, т. е. они всегда ис-тинны, утверждения с М. второго типа истинны только в определенном промежутке времени. В 18 в. Кант по признаку М. классифицировал суждения натри группы: 1) ассерто-рические; 2) аподиктические; 3) проблематические. Традиционная (классическая) логика в виде рудимента сохранила только классификацию суждений по М. В ней различаются высказывания аподиктические с М. необходимости (S должно быть Р), проблематические с М. возможности (S может быть Р) и ассерторические с М. действительности (S есть Р) в за-висимости от необходимости, воз-можности или действительности событий. Создатели математической логики, включая Фреге, стремясь до конца выявить и исследовать все возможности экстенсиональной логики (логики объемов), тотально игнорировали значение М. для логики. Модальные понятия были почти полностью исключены из логики вплоть до исследований К. И. Льюиса в 1912—1918, а интенсивно начали изучаться только после разработки теоретико-модельных семантик. В современной логике М. рассматривается в качестве "металогической" оценки высказывания (см. Мета логика). Существует несколько основа-ний деления М. С содержательной точки зрения можно выделить ряд групп М.: 1) алетические (греч. aletheia — истина): необходимо, воз-можно, невозможно, случайно; 2) эпи-стемические (греч. episteme — знание), относящиеся к знанию: доказуемо (верифицируемо), неразрешимо (не- проверяемо), опровержимо (фальсифицируемо), и эпистемические, относящиеся к убеждению (персуазивные): полагает (убежден), сомневается, от-вергает, допускает; 3) деонтические (греч. deon (deontos) — должное, обязанность): обязательно, норма-тивно безразлично, запрещено, раз-решено; 4) аксиологические (греч. axios — ценный): хорошо, аксиологически безразлично, плохо, лучше, равноценно, хуже; 5) временные (темпоральные): всегда, только иногда, никогда, раньше, одновременно, поз-же. Алетические М. подразделяются на логические (трансцендентальные), характеризующие способности, по-тенции интеллекта, и физические (онтологические, или метафизичес-кие), характеризующие точность взаи-моотношений между языком и ре-альностью, о которой говорится в этом языке.
Это деление основано на проводившемся еще Лейбницем раз-личении между истинами логики и истинами факта. Некоторые виды М. делятся на абсолютные, являющиеся характеристиками-свойствами, которые приложимы к отдельным объектам (например, "вероятно", "хорошо", "плохо", "было", "есть" и др.), и сравнительные, являющиеся характеристиками-отношениями, которые приложимы к парам объектов (например, "более вероятно", "лучше", "хуже", "раньше", "позже", "одновременно" и др.). Все М. делятся на абсолютные, не связан-

Моделирование 649

ные ни с каким условиями (например, "На Марсе, возможно, есть небольшое количество азота"), и относительные, связанные с какими-либо условиями (например, "Ромб необходимо является квадратом, если его диагонали равны"). М. разных типов имеют общие формальные свойства. Независимо от того, к какой группе относятся, они определяются друг через друга по одной и той же схеме (например, нечто возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно; допустимо, если противоположное не запрещено; случайно то, что не является ни необходимым и ни невозможным; неразрешимо то, что недоказуемо и неопровержимо, и т. п.). Различные формы М. исследуются в модальной логике. (См. также Воз-можность и Действительность, Возможные миры, Невозможность.)

С. В. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МОДАЛЬНОСТЬ:

  1. Модальная логика
  2. МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ВОЗМОЖНОСТИ
  3. МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ
  4. 7.7. Работа с формой из встроенного языка
  5. Долгин А.Б.. Экономика символического обмена, 2006
  6. МЕТОДИКА
  7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
  8. ТИПЫ ОЩУЩЕНИЙ
  9. ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  10. Уиллард ван Ормен Куайн
  11. Николай Гартман