МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ
—
один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно теоретическая модель семантичес-ких и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества.
Параллельна концепции инду-стриализации, рассматривающей процесс превращения традиционного аграрного общества в индустриальное с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического во-оружения и организации труда. Ранними аналогами концепции М. явились идеи о содержательной трансформации социокультурной сферы в контексте перехода от традиционного к нетрадиционному обществу, вы-сказанные в различных философских традициях (Дюркгейм, Маркс, Теннис, Кули, Г. Мейн). В различных контекстах данные авторы фик-сировали содержательный сдвиг в эволюции социальности, сопряженный с формированием промышленного уклада. Так, Дюркгейм выделяет общества с механической солидарностью, основанные на недифференци-рованном функционировании индивида внутри гомогенной архаической общины, и общества с органичной солидарностью, базирующиеся на разделении труда и обмене деятель-ностью. Переход к обществу с орга-нической солидарностью предполагает, с одной стороны, развитость индивида и дифференцированность индивидуальностей, с другой — ос-нованные именно на этой дифферен- цированности взаимодополнение и интеграцию индивидов, важнейшим моментом которой является "кол-лективное сознание", "чувство солидарности". Высказанная Марксом идея различения обществ с "личной" и с "вещной" зависимостью фиксирует тот же момент перехода от традиционных "естественных родовых связей" к социальным отношениям, основанным на частной собственности и товарном обмене, в рамках которого феномен отчуждения порож-дает иллюзию замещения отношений между людьми "отношениями вещей" ("товарный фетишизм"). Тённис в своей работе "Община и общество" (1887) выделяет переход от аграрной "общины", предполагавшей общественное владение "натуральным бо-гатством" (прежде всего землей) и регулируемой "семейным правом", к "обществу", фундаментом которого выступает частное владение "денежным богатством" и фиксированное торговое право. Аналогично Кули описывает становление нетрадиционного общества как исторический сдвиг от "первичных" ко "вторичным группам", критерием дифференциации которых является исторически принятый в них тип социализации личности: в "первичных группах" социализация индивида протекает в рамках семьи (или — шире — сельской общины), задающей непосредственный психологический контакт между ее членами и конкретную яв- ленность структуры отношений между ними; социализация во "вторичных группах"есть социализация в рамках абстрактно заданной общности (государственной, национальной и т. п.), где структура отношений по-стигается лишь умозрительно. — В различных языках названные фи-лософские модели фиксируют одну и ту же важную сторону становления индустриального общества: переход от фиксированных (по рождению) характеристик индивида, непосред-ственно заданных в практике родст-венных отношений внутри общины семейного типа и регулируемых ин-тенциями неписаного права, — к функциональным характеристикам индивида, достигаемым им в процессе личного опыта в контексте вариативных социальных отноше-ний, вхождение в которые не задано жестко родовой структурой, но де-терминируется неочевидными соци-ально-экономическими факторами, предполагая внешнюю свободу выбора и регулируясь фиксированным законом. Социализация индивида протекает в таких обществах уже не в непосредственно семейной системе отсчета, предполагающей именной или профессионально-кастовый тип трансляции исторического опыта от поколения к поколению, но в абстрактной универсально-логической форме. Генетически заданная при-надлежность к группе, определяющая в традиционном обществе статус че-ловека внутри общины, сменяется функционально-ролевыми отноше-ниями "по соглашению". Мейном найдена предельно выразительная формулировка основного содержа-ния этого перехода: "от Статуса к До-говору". Подобная трансформация социокультурной сферы влечет за собой и трансформацию менталитета, предполагающую изменение как стиля мышления, так и системы ценностей соответствующей эпохи. В модификации стиля мышления центральное место занимают "абст- рактизация" (Г. Зиммель) и "рацио-нализация" (М. Вебер) массового сознания; на аксиологической шкале происходит смещение акцентов от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма, и основной пафос становления нетрадиционного общества заключается именно в идее формирования свободной личности, — личности, преодолевшей иррациональность традиционных общинных практик ("расколдовывание мира", по М. Веберу) и осознавшей себя в качестве самодостаточного узла рационально понятых социальных связей. Ментальность носителя врожден-ного статуса сменяется сознанием субъекта договора, традиционные наследственные привилегии — про-возглашением равных гражданских прав, несвобода "генетических" (ро-довых) характеристик — свободой социального выбора. Как было показано М. Вебером, и свобода пред-принимательства, и свободомыслие равно базируются на фундаменте ра-ционализма. Вместе с тем пафосный индивидуализм перехода к нетради-ционному обществу — это индиви-дуализм особого типа: "моральный индивидуализм" (в терминологии Дюркгейма) или, по М. Веберу, ин-дивидуализм протестантской этики с "непомерным моральным кодек-сом". Применительно к западному (классическому) типу процесса мо-дернизации именно протестантская этика выступила той идеологической системой, которая задала аксиологи-ческую шкалу нового типа сознания, в рамках которой успешность трудовой профессиональной или предпри-нимательской деятельности оцени-вается как свидетельство избранности и дарования благодати (исторически идея восходит к западнохристиан- ским богословским дискуссиям 14 в. о возможности владения собственностью Иисусом Христом), а совершенст-вование мастерства — как моральный долг перед Богом (см. Протестантская этика). В нашем контексте особенно важно, что "трудовая этика" протестантизма не только освятила труд как таковой, — в общем контексте протестантского понимания веры как послушания она зафиксировала трудовую дисциплину в качестве сакральной ценности ("дисциплиниро-ванный индивидуализм" Реформации). Описанные изменения в сфере культурных ценностей и менталитета могут рассматриваться как важнейший аспект М. сознания, формирования такого его типа, который соответствует задаваемой инду-стриализацией ситуации взаимодей-ствия со сложными механизмами и реализации промышленных техно- логий, требующих трудовой дисцип-лины и ответственности. Индустриализация и М., таким образом, есть две стороны одного и того же процесса становления индустриального общества, комплексно понятого во всей полноте его аспектов. Как инду-стриализация, так и М. — обе равно необходимы, но лишь обе вместе до-статочны для формирования индустриального общества. В тех случаях, когда их параллелизм нарушается в силу исторических причин, мы имеем дело с внутренне противоречивым, технологически неблагополучным и социально нестабильным социальным организмом, где носитель фактически патриархального сознания приходит в соприкосновение с высокими технологиями, требующими совсем иной меры дисциплины и ответственности. Классическим примером подобной ситуации может считаться построение индустриального общества в СССР, где в программу социалистического строительства в качестве основы легла именно "ин-дустриализация" как промышленное техническое перевооружение производства, в то время как комплекс-ный феномен М. был редуцирован к программе "культурной революции", понятой в конечном итоге как ликвидация безграмотности. И если на уровне конкретно частных моментов "практики социалистического строительства" неподготовленность индивидуального сознания к техни-ческим преобразованиям ощущалась достаточно внятно (например, смена лозунга "Техника решает все!" лозунгом "Кадры, овладевшие тех-никой, решают все!"), то общая стратегия М. оставалась урезанной, по-следствия чего дают о себе знать в постсоветском культурном прост-ранстве и по сей день, предоставляя экспертам повод констатировать "низкое качество населения" (JI. Абалкин). Это особенно значимо при контакте носителя массового сознания с современными постиндустриаль-ными квазитехнологиями с особым типом взрывоопасного (как в мета-форическом, так и в прямом смысле) производства, — своего рода синдром Чернобыля индустриального общества с немодернизированным массовым сознанием. Подобная ситуация может быть описана в языке концепции культурного отставания и требу-ет осуществления "догоняющей М.", приведения в соответствие уровня технической оснащенности производства и уровня технической дисциплины исполнителя. Если же говорить не о "догоняющем", а о типовом варианте М., то применительно к нему могут быть выделены "первичная" и "вторичная" М. Под "первичной" М. понимают процесс М., осуществленный в эпоху промышленных революций, — классический "чистый" тип "М. первопроходцев". Под "вторичной" М. понимается М., сопровождающая формирование индустриального общества в странах третьего мира — в ситуации наличия зрелых аналогов и классических образцов (центров индустриально-рыночного про-изводства) и возможностей прямых контактов с ними — как в торгово- промышленной, так и в культурной сферах. В данном своем фрагменте теория М. опирается на методоло-гические принципы предложенной JI. Фробениусом концепции куль-турных кругов, основанной на идее синтеза эволюционизма и диффузи- онизма. Если эволюционизм ориентирован в культурно-историческом познании на объяснительные процедуры, исходящие из презумпции им-манентно автохтонных по отношению к каждому социальному организму причин, источников и факторов развития, то диффузионизм, напротив, в качестве типовой объяснительной модели предлагает анализ культурных взаимовлияний. Фробениус задает синтетическую программу рассмот-рения каждой социально-историчес- кой целостности ("культурного круга") с точки зрения социокультурной археологии, предполагающей "послойное углубление", т. е. последовательное снятие, привнесенных напластований — вплоть до "материковой поро-ды". Интерпретация в данном языке процесса "вторичной" М. предполагает как открытые возможности для влияния со стороны развитых индус-триальных держав (прямые рыночные контакты, заимствование технологий и культурных образцов), так и ряд необходимых внутренних транс-формаций, вне которых факторы внешнего влияния теряют смысл. Такими внутренними трансформациями являются образование на базе местных рынков общего безличного рынка (включая рынок труда), что разрывает замкнутость общинного хозяйства и размывает основы внеэкономического принуждения; фор-мирование так называемых "дикта-тур развития", т. е. автохтонных для трансформирующегося общества со-циальных групп,"пионеров элиты" (М. Вебер), инициирующих преобразования хозяйственной и политической жизни на основе рациональности; наконец, the last, but not the least — адаптацию этого рационализма в массовом сознании местного населения, М. этого сознания, без которой социальный результат индустриальных преобразований может оказаться прямо противопо-ложным (см. Ирония истории) ис-ходным целям. (Интересно, что, резко критикуя основополагающую для теории индустриализации идею конвергенции — "общая логика индустриализма", — марксистская философия всецело принимала ее частное следствие — идею "вторичной" М.: программное положение марксизма о "возможности перехода к социа-лизму, минуя капитализм" оговаривало в качестве необходимых усло-вий такого перехода ориентацию на образцы реальных социалистических государств и возможность кон-тактов компартий развивающихся стран со странами соцлагеря и миро-Модернизации концепция 651 вым коммунистическим движением, но при обязательном наличии внутри страны, осуществляющей означенный переход, социальной базы революционного движения и обяза-тельной адаптации коммунистической идеологии в массах, т. е. факторы, фактически изоморфные условиям- факторам "вторичной" М.) Фиксируя М.социокультурной и ментальной сфер в качестве обязательного условия формирования индустриального общества, концепция "вторичной М." предполагает, что становление индустриализма осуществляется под знаком широкой социокультурной экспансии тех нормативных образцов, которые продуцированы классическим западным индустриа-лизмом (саморегулирующаяся рыночная экономика, демократическое политическое устройство, разде-ление властей, свобода личности и т. п.). — Вместе с тем модель "вто-ричной" М. как вестернизации (Д. Лернер) не конституировалась в качестве типовой. С конца 1970-х в теории М. начинает доминировать идея вариативности социально-эко-номических форм организации ин-дустриального общества, их опре-деленной автономии относительно западного канона. Это означает, что "вторичная" М. может предполагать сохранение материковой основы эт- нонациональных традиций при обя-зательном условии осуществления индустриализации и М. как таковых, что не может не означать следования вестерн-образцам. Наиболее типичным примером успешного осуществления М. на основе сохранения этноспецифических культурных традиций является М. Востока (прежде всего Японии) и Восточной Европы (исключая восточнославянский регион). Специфика "восточной" М. за-ключается в том, что этот ее вариант осуществляется на основе не деструкции, но — напротив — усиления характерной для восточной культуры традиции общинности: Япония демонстрирует своего рода "комму-нальный капитализм", сменяя лишь субъекта-адресата патриархального коллективизма и патернализма, но не разрушая при этом сам тип общинного сознания: растворенность в традиционном коллективе сменяется влитостью в коллектив предприя-тия, верность роду — преданностью фирме, ощущение патерналистской заботы со стороны общины — чувством социальной защищенности, вни-мания со стороны фирмы к отстройке личной судьбы работника (повыше-ние квалификации по инициативе руководства, своевременное продви-жение по служебной лестнице созревшего к этому работника, свадебный отпуск, прибавка к жалованью после рождения ребенка, сохранение контакта с фирмой после выхода на пенсию и т. п.). Если для Запада уровень текучести кадров является одной из стандартных социологических характеристик предприятия, то для Востока смена фирмы — событие из ряда вон выходящее. В этом смысле свободный индивидуализм как основа западного типа М. заменяется культивацией традиционных форм коллективного сознания при наполнении их новым, индустриально ориентированным содержанием, что возможно в силу опять-таки тра-диционной для восточной общины жесткой дисциплинированности сознания. Аналогично социалистический путь формирования индустриального общества в ряде стран Восточной Европы (там, где не имела место социалистическая ориентация уже сложившегося индустриального об-щества) также не предполагал полного следования классической модели М.: в процессе индустриального преобразования общества функции инициации, организации, контроля и т. д. проецируются не на автономную свободную личность, но на госу-дарственные структуры, — однако актуализация национальных тра-диций "трудовой этики" позволяет тем не менее констатировать факт осуществления М. как таковой. При всей восточной специфике и со-циалистических издержках право-мерно говорить о возможности М. не как внешней, механической вес- тернизации и унификации, но как о глубинной трансформации массового сознания на основе выработанных западной культурой социальных идеалов и рационализма при возможности сохранения специфики этнонациональных традиций. Совре-менная концепция цивилизационно- го поворота как перехода от цивили-заций локального типа к глобальной цивилизации выдвигает идеал еди-ного планетарного социоприродного комплекса, основанного именно на этнокультурном многообразии и по-лицентризме. В рамках этого подхо-да культурная гетерогенность мира, позволяющая и предполагающая конструктивный диалог и плодотвор-ное взаимовлияние неповторимо уникальных этнонациональных традиций, фиксируется как основа не только цивилизационной стабильности человечества, но и его эволюционного культурного потенциала.
М. А. Можейко
Еще по теме МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ:
- МОДЕРНИЗАЦИИ концепция
- 11000 - реконструкция (модернизация) основных средств
- Дизайн-концепция
- Глава 1. Концепция системы
- Глава 1.КОНЦЕПЦИЯ ТИМБИЛДИНГА
- Обязательственная концепция
- КОНЦЕПЦИЯ
- Эволюционная концепция развития
- Диалектическая концепция развития
- Концепция источников средств
- Синергетическая концепция развития
- 16.2. Теоретические концепции
- КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА
- 15-4. Концепция рациональных ожиданий
- КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ
- ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ