<<
>>

МОДЕРНИЗМ

(фр. Moderne — новейший, современный) — общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объеди-няет множество относительно само-стоятельных направлений, различных по социальному масштабу и куль- турно-историческому значению (экс-прессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.).

Некоторые из них противоречат друг другу в понимании средств и способов выражения реальности, но вместе с тем облада-ют принципиальной философско- мировоззренческой и социокультурной общностью. Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. Часто отождествляемый со своей ранней фазой — авангардом, М. может рассматриваться в конкретных хронологических рам-ках (условно с 1890 по 1968) или как вневременный феномен в широком историческом контексте некласси-ческого искусства вообще, в русле протестантствующей традиции евро-пейской культуры (барокко — ро-мантизм — М.), выступающей по от-ношению к социуму как культура отрицания.
Главное, что позволяет включить М. в эту традицию, — это воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер. М. свойственны принципиальный раз-рыв с устоявшимся художественным опытом в лице канонизированного реализма, салонного искусства, ака-демической культуры как условие обновления искусства и ощущение переломного кризисного характера этих явлений. Остро переживая дис-гармонию мира, представшего перед авангардистами как жестокий и аб-сурдный, антигуманность общественных отношений, отчуждение лич-ности, саморазорванность ее сознания, несвободу и нестабильность положения художника в обществе, М. отри-цает возможности предшествующей культуры в познании и адекватном отражении этих коллизий.
Восприняв от романтиков идею Zeitgeist ("духа времени"), модернисты попы-тались решить задачу перекодирова-ния культуры, связанного с утверж-дением нового порядка, выразить новое мировоззрение. Следствием явились поиски нового языка, создание его "грамматики", желание превратить творчество из способа са-мовыражения художника в способ познания мира и его преобразования. Стратегия обновления языка символизирует для М. возможную трансформацию мира. Философско- мировоззренческой основой М. по-служили идеи Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Бергсона, Фрейда, позднее — Ортеги-и-Гасета, Камю, Адорно и др. Можно выделить сле-дующие характеристики М.: активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению; непримиримость — настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо; нигилизм — без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности; культ молодости и новизны, устремленность в будущее; эпатажность и революционность (в культурном смысле, ибо, хотя авангард неустанно воспроизводит тип художника-оппозиционера, экс-тремистский радикализм в области искусства не обязательно предполагает политическую активность; союз авангардистов с революционным пролетариатом носил случайный и временный характер — например, в России, — поскольку сознание художника-авангардиста склонно оценивать в качестве конгениального именно идеал анархизма); экспери- ментализм, стилевое новаторство. М. отказался от эстетики реализма, от узких рамок традиционной кон-кретности сюжета, от ренессансной оптической системы и продуцировал кардинальные технические иннова-ции, отвечающие духу технической цивилизации. Исконная понятий- ность словесной речи подверглась су-щественным трансформациям вплоть до разрушения синтаксиса, отрица-ния правописания во имя возвращения языку его подлинных первичных значений. Так, А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и другие поэты почувствовали и выразили настоя-тельную потребность в очищении подлинной сущности человека от нормативных наслоений языка и культуры, в освобождении, автономиза- ции субъекта посредством языковой революции.
Современная эстетика немыслима без художественных средств, изобретенных модернистами ("поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "освобождение" цвета). Постоянная смена критериев новизны отчасти объясняет нередкую смену стиля одним и тем же художником (П. Пикассо, И. Стравинский, Дж. Джойс). М. стоит у истоков поэтики "открытого произведения", включив зрителя, читателя в процесс творчества, активизировав его восприятие. Для М. характерен про-граммный концептуализм, преобладание поэтики над произведением. М. — первая художественная куль-тура, столь плотно насыщенная те-оретическими сочинениями, ибо "коммуникационный вакуум", обра-зовавшийся в результате отказа от прежних выразительных средств, потребовал вербального пояснения, подключения зрителя к тому кон-венциональному языку, которым оперирует данный автор. Понятийное мышление становится составной частью творческого процесса, более того — концептуальное искусство вводит "первичную рефлексию глаза" и систематическую теоретическую рефлексию в саму структуру произведения. Потребность в мета- тексте рождается искусством, которое открывает свои законы, вырабаты-вает систему новых художественных методов и новую оценочную шкалу. Возникновение М. было обусловлено всем ходом исторического развития (так же как и его неизбежная трансформация в "китч"). Постмодернизм осознал и воспринял факт врастания авангарда в отрицаемую им культуру, его поглощения обществом по-требления и слияния с традиционными институтами. Необходимый М. пафос негативизма был легитимирован открытыми обществами как ло-кальный, вполне безобидный и даже полезный всплеск эмоций, способст-вующий перманентному процессу обновления и развития. Значение М. заключается в том, что он выступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формы бытия искусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новой семантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом, пред-восхитил (что представляет особый интерес для современной филосо-фии) глубокий интерес к бессозна-тельным структурам языка. К числу наиболее известных модернистов, работы которых эстетически ради-кальны и способствовали оформлению модернистской традиции, относятся следующие авторы: Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Р. Музиль, А. Камю, Т. Манн и др. (в прозе); А. Стриндберг, Б. Брехт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. (в драматургии); А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, Р. М. Рильке, Г. Аполлинер и др. (в поэзии); И. Стравинский, А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен и др. (в музыке); В. Кандинский, М. Ша-гал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др. (в живописи).

А. Р. Усманова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МОДЕРНИЗМ:

  1. МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный
  2. DEJA-VU (Дежа-вю
  3. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  4. АВАНГАРДИЗМ
  5. ФУТУРИЗМ (лат. future - будущее
  6. СИМВОЛИЗМ
  7. ФУТУРИЗМ
  8. ОЗНАЧИВАНИЕ
  9. СМЕРТЬ БОГА
  10. НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование
  11. КОЛЛАЖ
  12. УКРАДЕННЫЙ ОБЪЕКТ
  13. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  14. АНТИПСИХОЛОГИЗМ
  15. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  16. ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ
  17. ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство
  18. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАС-ПРЕДМЕЧИВАНИЕ