<<
>>

МОЛНИЯ


— метафорическое понятие, нередко используемое в рамках описаний механизмов миросозида- ния и промысла Логоса, а также ассоциируемое со светом и просвеще-нием. В большинстве религий и мифов божество спрятано от людских взоров, а лишь затем внезапная вспышка М.
на миг являет его в ипостаси деятельной мощи. В классической мифологии символика М. объединяла в себе креационные и когнитивные аспекты: М. как традиционный фаллический символ, с одной стороны, и как символ пронзающего тьму света (впоследствии сопряженный в европейской культуре с Логосом) — с другой. (См. единство данных аспектов в концепции "сперма- тического Логоса" у стоиков.) Данный образ Логоса, пронизывающего тьму, является универсальным (Бла- ватская). В мировоззрении антич-ных народов М. или огненный эфир выступали символами, эмблемой верховной,суверенной,творческой власти. (Так, этими атрибутами де-миурга обладал, в частности, Юпитер: три его М. символизировали случай, судьбу и предусмотрительность — силы, формирующие будущее.) Если жертвенный столб и ступени, крест и распятие репрезентируют устремления человека к "горнему" миру, то М. символизирует обратное воз-действие — "верхнего" мира на мир "дольний". Ваджра, являющая собой в тибетской символике "М. и од-новременно бриллиант", нередко олицетворяет также взгляд "третьего глаза" Шивы, терминатора любых материальных форм. В контексте со-держательных текстуальных рекон-струкций фрагментов Гераклита — М. суть божественный бич, удар Зевса или Перуна, от которого получают свой закон существа, движущиеся образом постепенного перемещения ("все ползущее бичом пасется"; "всем сущим правит Перун"). Герак- литовский Логос (как "сосредоточенный смысл" н как "мгновенное, правящее многим") управляет по "способу М.", стремительно захва-тывая все одним и "сам есть М". — М. в таком контексте — нерассуж- дающая, сверхчеловеческая, всех восторгающая и всесметающая сила типа "озарения". (Ср. описание начала войны 1914 Н. Бором: "У людей в подобном совместном порыве поражает то, что он, с одной стороны, стихийно несвободен, как, скажем, лесной пожар или любое другое естественное явление природы, а с другой — в поддавшемся ему индивиде он порождает ощущение величайшей свободы".) Анализ, постижение действия М. — немыслимы. Согласно Гераклиту, для постижения бо-жественного Логоса необходима вера, ибо он "ускользает от познания" из-за своей невероятности... "золото" огненного Логоса заранее знает цену вещам — оно их высшая возмож-ность... М. — тайная и истинная суть вещей, их исполнение. Логос — М. всегда дарит, освобождает мир и людей, а не карает их, здесь правит сама новизна — новое, открываемое событием. Логос суть дыхание но-визны. Бог, по мысли Гераклита, не занимается запретами: "Богу все прекрасно и хорошо и справедливо, люди же принимают одно за правильное, другое за неправильное". (Ср. у Витгенштейна: "Мир есть все то, что имеет место, и все то, что не имеет места... как есть мир — для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире".) В мифологической, исторической и исто-рико-философской традициях вождей, вбирающих в себя зевсовы М., именовали "бичами Божиими". — Ср. у М. Волошина "слова св. Лу — архиепископа Труасского, обращен-
Монада 653
ные к Аттиле" в эпиграфе к "Северо- востоку": "Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя"; аналогично — заглавие неокон-ченного романа об Аттиле — "Бич Божий" — у Замятина. Атрибутами высшей власти неизбывно полагались непостижимость, отказ от любых условностей;состязательность с Логосом всегда означала отказ от поиска путей к человеческому по-ниманию. В русскоязычной фило-софской традиции правомерность придания понятию "М." статуса фи-лософского термина обозначали По- меранц и (особо акцентированно) В. В. Бибихин. — По версии последнего, начиная с низвержения Перуна князем Владимиром посредством "молниеносного" жеста, молниепо-добный поворот утвердился как главный прием власти в России, а сама М. конституировалась как заповедный закон отечественной исто-рии. (Ср. у М. Волошина: "Что менялось? Знаки и возглавья? // Тот же ураган на всех путях. //В комиссарах дух самодержавья, // Взрывы революции в царях...".) Полагая ве-дущим критерием исторической со-стоятельности любой страны умение заметить и молниеносно преодолеть сложившееся "от-стояние" от События (течения событий) мира (присущим в особенности менталитету России), Бибихин тем не менее вынужден констатировать наличие сопряженной и принципиально неразрешимой (в том числе и для России) проблемы трансляции власти, ибо у М. "на-следников не бывает".
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МОЛНИЯ:

  1. Глава 4Как вызывать страсть
  2. Главный секрет счастливой любви в том, что она есть
  3. ИДЕАЛИЗМ
  4. ИДЕАЛИЗМ
  5. Глава 16. ЧТО НАМ ОСТАЕТСЯ ОТ ЛЮБВИ
  6. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА»
  7. ЛОГОС
  8. ГЕРАКЛИТ
  9. ИСЛАМ - одна из мировых религий
  10. 3. ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕКЛАМИСТА
  11. ЗАПАДНИЧЕСТВО
  12. ГЕОЦЕНТРИЗМ
  13. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  14. Глава 7 Ноmo Logicus
  15. МИФОЛОГИЯ (греч. myphos - сказание и logos - рассказ