<<
>>

Мотивы скептицизма и натурализма

Проблема моральности снова возвращает нас в гущу жизни. Глупость не только неотделима от нее, но и является, можно сказать, ее синонимом. Однако почему же она могущественнее мудрости?

Ответ автора «Похвалы» в целом сводится к тому, что сфера чувственности, связанной со всем телом человека, много шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированной в его голове (и даже части ее).

В силу этого люди вынуждены «играть комедию жизни» (XXIX), исполняя самые различные роли. Могущество чувственности необоримо, и бессмысленно воображать возможность моральности, полностью освобожденной от нее, как об этом нередко ханжески твердят схоластизированные сторонники официального благочестия (т.е. псевдоблагочестия). В этом контексте по примеру Валлы, этого «Вольтера XV в.», «Вольтер XVI в.» противопоставляет стоикам, призывавшим к тщетной борьбе с чувственностью, эпикурейцев, которые, утверждая наслаждение как ведущее начало жизни, понимают, что принцип этот неотделим от чувственности. Возможно под прямым воздействием того же Валлы Эразм в своих сатирически-бытовых диалогах «Разговоры запросто» даже Христа объявил подлинным эпикурейцем, чуждым всякому ханжеству и отнюдь нечуждым удовольствию.
Однако даже менее, чем у Валлы, эпикуреизм составлял философское кредо Эразма, сколь ни была бы велика роль этого учения в его моральной доктрине. Резко отрицательное отношение ко всякого рода схоластическому догматизму приводило его к совсем иной философской платформе.

Такая платформа выявляется при учете того, что глупость, без которой люди не в силах обойтись в своем общении, ибо именно она придает ему приятность, в сущно- сти, выражает иррациональность жизни. Человеческое счастье состоит вовсе не в том, чтобы ни в чем не заблуждаться, как полагают многие, а именно в том, чтобы заблуждаться, примешивая к крупицам мудрости значительную дозу глупости.

Счастье зависит не столько от самих вещей, сколько от людского мнения о них. Поэтому-то «в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное» (там же, XLV) [73, с. 161 —162]. Отсюда не раз выраженные в данном произве-дении симпатии автора к скептикам («академикам») как «наименее притязательным философам» (там же). Однако скептицизм не составляет у Эразма какую-то обоснованную систему. Его главное назначение в том, чтобы разрушать самоуверенность умозрительно-схоластического догматизма, ревнители которого, «ничего в действительности не зная ...воображают, будто познали все и вся» (там же, LII) [73, с. 173].

В свете этих скептических настроений автора «Похвалы» становится понятным и столь дерзкое распространение этим сугубо осторожным ученым сферы глупости даже на положения христианского вероучения. В духе воззрения, формулировавшегося уже некоторыми схоластиками-номиналистами XIV в. (хотя, возможно, и совершенно независимо от них), он отвергал претензии на сверхабсолютную истинность, с которыми выступали схоластизирующие богословы его времени, и подчеркивал практкческо-мораль- ную интенцию «философии Христа».

Для выявления и изживания нередко универсальных притязаний глупости огромную роль играет природа. «Мудрость природы» (XXII) Эразм весьма настоятельно подчеркивает в самых различных ее проявлениях (их примеры в особенности связаны с жизнью животных). Поскольку «природа никогда не заблуждается» (XXXIII) [73, с. 151], она способна вылечить людей от любых благоглупостей, в которые они непрерывно впадают. Немаловажно отметить, что, говоря о природе, автор «Похвалы» как бы забывает о боге, без понятия которого совершенно невозможна его морализирующая «философия Христа». Он высмеивает и многочисленные «чудеса» (в том числе и связанные с молитвами), в которые столь рьяно верит подавляющее большинство людей. Чудом следует считать лишь саму природу во всей ее целостности и со всеми ее законами, ибо в этом решающем своем аспекте она так же непознаваема, как и сам господь-бог.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме Мотивы скептицизма и натурализма:

  1. Рационализм натурализм и сикретизм
  2. Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция- природа
  3. СКЕПТИЦИЗМ
  4. СКЕПТИЦИЗМ
  5. Оценка античного скептицизма Гегелем
  6. Скептицизм против метафизики
  7. 5.1. Виды мотивов
  8. Глава 5. Мотивы деятельности человека
  9. Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
  10. Скептицизм
  11. СКЕПТИЦИЗМ
  12. СКЕПТИЦИЗМ
  13. СЕКСУАЛЬНЫЙ МОТИВ В РЕКЛАМЕ
  14. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ
  15. 12.3. Структура мотивов трудового поведения
  16. ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СКЕПТИЦИЗМ.
  17. 1.2. МОТИВЫ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  18. Проблема познаваемости мира и философски скептицизм
  19. 1.8. Потребности, интересы, мотивы и стимулы трудовой деятельности