<<
>>

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


— ком-плекс интеллектуальных и коммуни-кативных процессов, включенных в контекст организованной коллектив-ной деятельности: неологизм Москов-ского методологического кружка (ММК) —¦ обозначается как МД.
Кон-цептуальным каркасом представлений о МД является "базовая схема МД", введенная Щедровицким в 1980. Это одна из четырех базовых онтоло-гических и организационно-деятель- ностных схем СМД (системо-мысле- деятельностного) подхода (схема многоплоскостной организации знания, схема воспроизводства деятель-ности и трансляции культуры, схема организационно-технического отно-шения и искусственно-естественного развития, схема МД). Категория МД выступает манифестацией СМД-под- хода и исследовательской програм-мы ММК. Понятию МД ставится в соответствие не объект, а система знаний и средств мышления и дея-тельности, наработанных в процессе реализации программы исследования мышления как деятельности (Щед-ровицкий, Н. Алексеев, 1957). Схе-ма и понятие МД возникли как ре-зультат многолетних поисков путей и способов объединения ("конфигу-рирования") теоретико-методологических представлений о мышлении и представлений о деятельности, ко-торые разрабатывались в ММК на протяжении 1950—1970-х. Проблема состояла в том, чтобы задать и те-оретически описать целостные единицы мышления и деятельности, в которых реализовались бы механизмы связи между мышлением и речью-языком, с одной стороны, мыш- лением и действием — с другой, ре- чью-языком и действием — с третьей. Схема МД синтезирует многолетние наработки ММК в области исследо-ваний деятельности, коммуникации и интеллектуальных процессов. Она употребляется как семиотический комплекс — конфигуратор знаний о мышлении и форм организации мыс-лительной деятельности: языковое мышление, тексты и речь; мышление по схемам многих знаний; диалог, полилог и кооперативные формы мыс-лительной деятельности; противопо-ставление синтагматических и пара-дигматических систем в мышлении; средства и методы понимания; рефлек-сивные техники;семиотика схема-тизации и т. д. Базовая схема МД содержит три относительно автономных "пояса": 1) пояс социально организо-ванного и культурно закрепляемого коллективно-группового мыследей- ствования (обозначается мД); 2) пояс полифонической и полипарадигма-тической мысли-коммуникации, вы-ражающейся и закрепляющейся в словесных текстах (обозначается М-К); 3) пояс чистого мышления, разверты-вающегося в невербальных схемах, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т. п. (обозначается М). Через пояса мД и М проходит центральная ось симметрии, разде-ляющая их на две части, т. е. схема МД включает минимум две различные ситуации мыследействования и минимум два различных типа чис-того мышления. Центральным явля-ется пояс М-К, соединяющий в одно целое различные ситуации мД и раз-личные типы М, а два других пояса могут рассматриваться как лежащие по разные стороны от оси М-К и задающие пределы всей системы МД. Процессами, связывающими пояса между собой, являются понимание и рефлексия. Таким образом, полная структура МД предполагает разли-чие и единство пяти интеллектуальных процессов: чистого мышления, мысли-коммуникации, мыследействования, понимания и рефлексии. Для каждого пояса в схеме вводится свой набор позиционеров как носителей частных процессов, составляющих полифонию МД.
Так определяются мыследействующие, коммунициру- ющие и мыслящие позиционеры, а также понимающие и рефлектирующие. Позиция несет чисто функци-ональный смысл — одну и ту же по-зицию могут занимать разные люди, один и тот же человек может переходить из позиции в позицию. Каждый из поясов имеет свои специфические характеристики. Так, в поясе мД цент-ральным является осуществление действий, реализующих определен-ные целевые установки и культур-ные нормы (парадигмы). Для мД характерна социальная организация, техническая детерминация средст-вами, техникой и методами, а также детерминация "объективными" за- конами. Все системы мД являются гетерогенными, гетерохронныии и гетерархированными искусственно- естественными полисистемами, ко-торые требуют системного описания, проектирования и программирования. Пояс М имеет свои строгие правила образования и преобразования единиц выражения и достаточно ионизированные законы. Это логи-ческие правила преобразования зна-ковых фори рассуждений, все иате- иатические оперативные систеиы, все фориальные и формализованные фрагиенты научных теорий, научно- предиетные "законы" и "законоиер- ности", схеиы идеальных объектов, онтологические схеиы, все катего-рии, алгоритиы и другие фориы операционализации процессов мышления. В отличие от чистого мышления, пояс М-К практически не под-чиняется различению правильного и неправильного. Он живет по принципам полилога, противоречий, кон-фликтов и проблеиатизаций. Это всегда поле борьбы и взаимоотрицаний, которые только и придают М-К ее особый смысл. Все пояса МД акту-ализируются через динаиику суще-ствования участников МД и как бы отображаются друг на друга в ходе понииания, интерпретации и рефлексии. Сама МД предстает как сложная последовательность иыслительных, рефлексивных и иетамыслительных преобразований. Процессы рефлексии пронизывают все процессы в слоях МД. Каждый из поясов и ин-теллектуальных процессов может обо-собляться и автоноиизироваться в редуцированную систему МД. Сис-темная фокусировка и редукция базовой схеиы позволяют выделять и описывать различные производные систеиы МД, строить их типологию. По инению Щедровицкого, схеиа МД несет в себе совокупность прин-ципов, определяющих целостный и систеиный подход в исследовании всех явлений, связанных с мышле-нием и деятельностью. Она утверждает органическую, неразрывную связь всякого действия и всякой дея-тельности с подготавливающиии их иыслительныии и коииуникативно- сиысловыии процессаии. Саии вы-ражения "деятельность" и "действие" в свете схеиы МД выступают как вы-ражения чрезвычайно сильных иде- ализаций, редукций и упрощений. В реальном мире общественной жизни деятельность и действие иогут и должны существовать только виесте с мышлением и коммуникацией. От-сюда и сами неологизмы — "МД", "мыслекоммуникация", "мыследей- ствование". С другой стороны, каждый из интеллектуальных процессов также должен рассматриваться прежде всего по своим функциям в МД и относительно других процессов. По Щедровицкому, анализ чистых и автономных процессов мысли-кои- иуникации, понииания, рефлексии, иышления и иыследействования не иожет привести к успеху. Сама схеиа МД возникла в 1980 в непосредственной связи с началои практикования иетодологаии из ММК организаци- онно-деятельностных игр (ОДИ), на-правленных на решение коиплексных социокультурных проблем в различных сферах деятельности. Каждая игра предполагала имитацию некоторой проблеиной ситуации в сфере деятель-ности и ее рефлексивно-иыслительное "проигрывание" в межпрофессиональ-ном коллективе, репрезентирующей данную сферу деятельности. Перво-начально схеиа МД возникла в контексте представления и описания ОДИ как интеллектуальной систеиы. Пред-ставления о МД использовались в иг-рах как средство распредиечивания жестких структур профессионального и предиетного иышления, декои- позиции этих структур на "чистые" иыследеятельностные процессы и по-следующей "сборки" новых комплекс-ных организованностей мышления. Впоследствии МД была задана Щед- ровицкии как особый идеальный объект, имеющий более общее теоре-тическое и практическое значение. Исследования схемы и понятия МД, начатые в 1980, продолжаются в различных направлениях и сегодня. Схеиа получила приложения в педа-гогике, гериеневтике, конфликтологии и др. Ииея дело со схемой МД, необходимо учитывать, что схеиа не может "прочитываться" натураль-но — как описание реального объекта. Любая методологическая схеиа является сеииотическии коиплек- сои, который иожет употребляться, по крайней иере, треия различныии способаии: 1) как различительная схеиа-принцип. Это такое употреб-ление схеиы, когда схеиа изобража-ет саиу себя. В этой плане схеиа МД задает систеиу категориальных раз-личений — она предписывает раз-личать три пояса и пять процессов и задает принцип их единства; 2) как организационно-деятельностная схеиа, т. е. как схеиа, предписывающая нориу (проект, цель) деятельности. В этой сиысле МД реально существует только в той степени, в какой существуют коллективы, сознатель-но реализующие и практикующие ее как норму организации своей деятель-ности. Организационно-деятельно- стные игры можно рассиатривать как орг-деятельностную реализацию схеиы МД. На сегодняшний день в полной объеие система МД может быть проииитирована только в ОДИ; 3) как объектно-онтологическая схеиа, т. е. как изображение некоторого идеального или реального объекта. Щедровицкий допускал фориальную онтологизацию схеиы МД, предпо-лагающую простое удвоение схеиы и приписывание одному из экземпля-ров онтологического статуса "идеальной сущности". В такой качестве схеиа МД становится идеальный объектом в контексте теоретических ис-следований, на основе которого возможно конфигурирование различных знаний и представлений, построение моделей, типологий и др. Возиож- ность же объективации схеиы МД (т. е. "реалистической" интерпретации схеиы) до сих пор остается пробле- иой. Щедровицкий допускает исто-рическую объективацию МД только в виде редуцированных систеи и пре-вращенных фори, а также в виде "ие- та-систеи" — рефлексивных и про- блеиатизирующих надстроек над деятельностью. Наиболее перспек-тивный представляется путь кои- плексирования орг-деятельностного и объектно-онтологического употреб-ления схеиы: сначала систеиы МД должны быть искусственно органи-зованы, а уже затеи они иогут стано-виться объектои эипирических ис-следований как реальные систеиы. Прообразои подобных исследований являются коиплексные исследова-ния МД, проводившиеся на орг-дея- тельностных играх в 1980-х. Поии- мо схемы иожно говорить о понятии или категории МД, которые исполь-зуются как специфический для СМД- подхода объяснительный принцип по отношению к разнородным гума-нитарным явлениям. Место, сиысл и значение МД в СМД-иетодологии иогут быть поняты только при учете оппозиции натуралистического и де- ятельностного подходов, МД для ие- тодологического подхода выполняет те же функции (с оговорками, специ-фичными для иетодологической ре-флексии каждого из подходов), которые для натурализиа выполняет категория и понятие природы.
А. Ю. Бабайцев, В. В. Мацкевич
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  2. СХЕМА
  3. СМД-МЕТОДОЛОГИЯ
  4. СМД-МЕТОДОЛОГИЯ
  5. СУЩНОСТЬ (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ
  6. РЕФЛЕКСИЯ
  7. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio - сообщение, передача
  8. АЛКОГОЛЬ
  9. МЫШЛЕНИЕ
  10. ПРОЕКТ (лат. projectus - выступающий вперед
  11. ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  12. СИСТЕМА
  13. МЫШЛЕНИЕ
  14. РЕФЛЕКСИЯ в СМД-МЕТОДОЛОГИИ
  15. Две возможности концептуально сделанной концепции
  16. ВОСПИТАНИЕ
  17. ЗНАНИЕ
  18. Авторы статей
  19. ЗНАНИЕ