<<
>>

НАДЕЖДА


— 1) — эмоциональное переживание, возникающее при на-пряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее ве-роятность его свершения; 2) — обще-человеческая универсалия культу-ры, фиксирующая данное состояние в качестве ценности.
В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауру-са, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагаю-щего доверия к бытию (см. этимоло-гическое единство Н. и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный ми-ровоззренческий оптимизм. Согласно античному мифу, в "дарах" раз-гневанного Зевса людям один факт дарования Н. уравновешивает собою все содержимое ящика Пандоры (по версии Гесиода, Пандора, созданная богами для отмщения людям, полу-чившим от Прометея огонь, не только выпускает из сосуда несчастья, ненависть, пороки и болезни, но и закупоривает сосуд, оставляя на его дне Н. и тем лишая человечество не только перспективы, но и последней отрады). В христианской традиции Н. выступает одним из семантических центров триединого комплекса универсальных человеческих ценно-стей: Вера — Н. — Любовь, выражая идею препоручения себя Богу, эмо-циональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убеж-денности в справедливости и — сверх того — милосердии Божьем (согласно апостолу Павлу, Н. "для души есть как бы якорь безопасный и крепкий", "твердое утешение" (Евр., 6, соотв. 19 и 18). Акцентиро-ванный статус Н. как универсалии культуры в европейском менталитете фиксирует такую особенность куль-туры западного типа, как ее остро субъективно, лично переживаемая векторная устремленность вперед: примат будущего перед прошлым и настоящим предполагает постоян-ное вхождение личных и социаль-ных футурологических проекций в настоящее, отказ от принятия на-личного настоящего в качестве фи-нального состояния, окончательного приговора судьбы и т. п. В особом от-ношении Европы к феномену Н. на-ходит свое выражение открытость западной культуры будущему как миру возможного. В зрелых формах европейской культуры на этой основе оформляется идея игры-Play в отличие от игры-game: великая, серьезная и доверчивая Игра как от-крытость непредвиденным формам своего бытия, открывающая, в свою очередь, его непредсказуемые воз-можности (Э. Финк, Р. Кайюа). Пси-хологический феномен сохранения Н. при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов (на базе сильной субъективной мотивации) также осмыслен в европейской куль-туре как ценность и конституируется в качестве отрефлексированной сознательной поведенческой пара-дигмы, возводясь в ранг жизненного принципа и приобретая в культуре статус приоритетной мировоззренче-ской позиции. Пронизывает собою всю историю Европы — от "dum spiro spero" до "Н. умирает послед-ней". Как калька лат. Spem, так и со-ответствующие существительные во многих романских и славянских языках восприняты соответствую-щими национальными традициями в качестве женских имен (фр. Esper- апсе, исп. Esperanza, восточносла-вянские Н., Надзея, Надия и др.), причем христианский календарь вы-ражает культурно-семантическое единство аксиологического комплекса веры, Н. и любви: по православным святцам родившимся 17 (30) сентября девочкам выбирали имена из ряда "Вера, Н., Любовь и мать их София".
(Интересно, что, сохранив легшую в основу данного праздника легенду о четырех христианских мученицах, гонимых римским императором Ад-рианом (2 в.), европейская культура переосмыслила семантический геш- тальт легенды в духе классического западного рационализма: Sophia, мудрость, выступает "матерью", ос-новой и истоком общечеловеческих ценностей, даже наиболее эмоционально окрашенных). Выступает одной из основополагающих категориальных структур в экзистенциалистской ветви современной философии (Г. Марсель и др.); проблематика Н. актуа-лизируется в рамках неортодоксаль-ного неомарксизма ("философия Н." Блоха) и социально ориентированной философской эссеистики ("На-дежда" А. Мальро). В рамках совре-менного неотомизма оформляется "теология Н." (с 1960—1970-х), цен-трирующаяся вокруг понятия Н., трактуемой не только как психоло-гическое состояние, но и как онто-логическая характеристика бытия. Развиваясь в русле политической те-ологии, "теология Н." конституируется как концепция "революционного милленаризма" (см. Хилиазм). В рамках "теологии Н." надеяться — значит мыслить будущее в нераз-рывной связи с настоящим, преобра-зованным в соответствии с будущим идеалом, гарантом осуществления которого выступает Божественное соучастие (В. Панненберг, Ф. Чайлдз). Таким образом, христианская Н. по-нимается "теологией Н." как своего рода активная жизненная позиция, ориентированная на утверждение царства любви, свободы, справедливости и добра. В современном естество-знании задаваемый синергетической парадигмой "новый альянс" человека и природы открывает, по формули-ровке Пригожина, такую перспективу мировидения, которая — в отличие от прежней — может быть обозначе-на не как парадигма беспочвенной и "слепой уверенности", но как пара-дигма "умеренной Н".
М. А. Можейко
НАЛИЧИЕ — см. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ.
НАРБУТ Казимир (1738—1807) — представитель эклектического на-правления в философии эпохи Про-свещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице. С 1759 — в Виленском пиарском коллегиуме, около четырех лет — в пиарском училище в Риме. После возвращения в 1764 назначен профессором и префектом в Дубровицу. Затем переведен в Вильно. С 1773 по 1775 как воспитатель сыновей литовского под- скарбия находился в Германии и Фран-ции. Затем работал в Эдукационной комиссии в Варшаве. После третьего раздела Речи Посполитой отошел от дел, жил в деревне под Лидой. В 1769 издал в Вильно работу "Логика, или Наука рассуждения и разум-ного разговора". Автор курса "Эклек-тической философии". Совместно с учениками издал в 1771 "Избран-ные суждения из философии...". В качестве условий возможности фи-лософии рассматривал принципы сво-боды рассуждения и критического отношения к любым высказываниям. Целью философии считал поиск истины, направленный на решение практических задач общественной жизни. Последовательно выступал против схоластики, видя в ней пре- пятствие для развития науки. Сто-ронник деизма. Основа познания, по Н., точность и очевидность идей, следование принципам метода Декарта. В начале 1770-х высказал идею о социальной природе человека, близкую идеям Гроция и Локка. Государство рассматривал как орга-низацию, возникающую в интересах всех и каждого по отдельности. От-стаивал идею автономности от госу-дарства естественных прав личности, которые лишь гарантируются госу-дарством. Основа общественного уст-ройства — законы и неукоснительное следование им. Идеолог широкого светского образования. Критик со-словной системы образования и вос-питания, особенно иезуитской кон-цепции, сам занимался школьной реформой в Беларуси и Литве. Одной из основных образовательных дис-циплин считал светскую этику.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
НАРКОАНАЛИЗ (греч. narke" — оцепенение и греч. analysis — разло-жение, расчленение) — терапевтическое направление, метод и прием модифицированного психоанализа, осуществляемого на фоне действия наркотиков, способствующих опера-тивному преодолению сопротивления пациентов и установлению транс-фера, обеспечивающих ускорение и повышение эффективности психоаналитической диагностики и лечения. Термин "Н." был введен в научный оборот Хорсли. Широкое распрост-ранение Н. получил в 1940-х. Массовое применение его осуществлялось в годы второй мировой войны в армии США, где Н. использовался как эффективное средство устранения реакций страха и конверсионных ис-терических расстройств. В настоя-щее время используется в качестве одного из методов психотерапии.
В. И. Овчаренко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НАДЕЖДА:

  1. НАДЕЖДА
  2. Глава ХVII. Перспективы: надежды и тревоги
  3. Надежда Николаевна Ивакина. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие, 2007
  4. 88. ПСИХОЛОГИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
  5. Неустойчивость
  6. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ об ограничении родительских прав и взыскании алиментов
  7. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о лишении родительских прав и взыскании алиментов
  8. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о восстановлении родительских прав
  9. Прочие факторы воздействия
  10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В АКТИВНОЙ ФОРМЕ
  11. Вера в удачу изменяет судьбу
  12. Предисловие к третьему изданию
  13. Действие в противовес самообману
  14. САМОСТЬ
  15. монополистическая стадия капитализма