<<
>>

НАРОД

— это понятие широко и многозначно используется в социально-философской и политической литературе, в государственно-правовых документах, конституциях, в международных декларациях.

Нередко это понятие отождеств-ляется со всем населением страны (русский, американский, китайский народ), с нацией, этносом, простыми людьми, трудящимися, толпой или массой. В соответствии с этим даются разные его толкования, ис-пользуются разные подходы. Иногда в нем видят только духовное, социально-психологическое явление. Это проявляется в его характеристике как общей веры, единой национальной идеи, общей исторической судьбы, перспективы, единой исторической памяти. Следуя такому, весьма распространенному среди русских философов и народников, толкованию народа, Н.А.Бердяев, например, определял его как орга-низм, обладающий характером, дис-циплиной сознания и воли и знающий, чего он хочет. У Гегеля каждый исторический народ — это носитель ступени развития мирового духа, ко-торый, если берется без своего монарха, предводителя, не знает, чего он хочет, является бессознательным орудием духа.
По Ницше, народ — бесформенный материал, из которого герои также творят историю, как резчики по камню создают из последнего нечто нужное. Марксисты предлагают толковать «народ» как особую социально-философскую категорию, имеющую свое специфическое содержание и выража-ющую совокупность социальных групп, слоев, классов, партий, общественных объединений, от-дельных людей, которые в силу характера своей деятельности, объективного места в социальной системе заинтересованы и спо-собствуют поступательному дви-жению общества. Это толкование предполагает конкретный подход к понятию народа, изменение его состава вместе с изменением об-щества, характеризует народ одновременно как объективный фактор и субъект истории. Дан-ное понимание народа тесно связывается с его определением как важнейшей силы истории, оказывающей решающее воздействие на развитие материального про-изводства, политической и духов-но-культурной жизни общества. Роль народа как решающего фактора истории отмечается и обосновывается не только марксистами, но и представителями многих других течений общественной мысли.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме НАРОД:

  1. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ - (ethто - народ, metod - методы, logy - 'исследование; буквально - "учение о том, как поступают народы"
  2. НАРОД - ЭТО МЫ?
  3. 18. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАЦИЙ И НАРОДОВ
  4. 10. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
  5. § 3. Суверенитет народа
  6. 64. Декларация прав народов России
  7. ДЕМОКРАТИЯ (греч. demokratia - власть народа)
  8. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (лат. inter - между и natio - народ
  9. 38. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.
  10. «Филипс» — злейший враг народов
  11. Народ как основная npaктически созидающая сила Истории
  12. 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
  13. НАЦИЯ (лат. natio - племя, народ